Проблема педагогических способностей учителя: сравнительный анализ психологических подходов отечественных и зарубежных исследователей

Дарья Викторовна Жарова, Альфия Робертовна Батыршина

Аннотация


Жарова Д.В., Батышина А.Р. Проблема педагогических способностей учителя: сравнительный анализ психологических подходов отечественных и зарубежных исследователей // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. №1. С. 150-173


Аннотация. Статья посвящена изучению психолого-педагогического наследия отечественных и зарубежных ученых по проблеме педагогических способностей. Анализ психологических воззрений британских ученых (Дж.Селли, А. Бэн, В.Б. Друммонд) и взглядов В.А. Крутецкого дает возможность проследить преемственность в развитии проблематики и оценить вклад британских и русских ученых в развитие наших представлений о проблеме педагогических способностей.

Ключевые слова: педагог, психология, педагогические способности, история педагогической психологии, Дж.Селли, А.Бэн, В.Б. Друммонд, В. А. Крутецкий.

Problem of pedagogical abilities of teachers: comparative analysis of psychological approaches of domestic and foreign researchers

Abstract. The article is devoted to psychological and pedagogical heritage of domestic and foreign scholars on the problem of pedagogical abilities. Analysis of the psychological ideas of British scholars (J. Sully, A. Ben, V.B. Drummond) and the views of V.A. Krutetskiy makess it possible to trace the continuity of the development perspective and assess the contribution of British and Russian scientists in the development of our ideas about the problem of pedagogical abilities.

Keywords: teacher, psychology, pedagogical skills, history of psychology, J. Sully, A. Ben, V.B. Drummond, V.A. Krutetskiy.




Полный текст:

PDF

Литература


Батыршина А.Р. Место психологической категории «воля» в отечественной психологии: анализ учебников психологии // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 5-9.

Батыршина А.Р., Жарова Д.В. Проблема педагогических способностей в исторической ретроспективе // Вестник Мининского университета. 2016 №2. С. 85-91.

Бэн А. Воспитание как предмет науки. Спб., Карл Риккер, тип. и лит. Л. Бергмана и Г. Рабиновича, 1879. 383 с.

Бэн А. Наука воспитания. Спб., «Семья и школа», 1881. 420 с.

Бэн А. Психология. Т. 1(Кн. 1-2). Москва: тип. И.А. Баландина, 1902. ХХIII. 417 с.

Британское психологическое общество: [Электронный ресурс] // Британское психологическое общество. URL: http://www.bps.org.uk/what-we-do/bps/history-psychology-centre/history-society/founding-members-society/sully-j/james-sully-1842-1923 (Дата обращения: 17.02.2017)

Друммонд В. Введение в изучение ребенка. М., 1910. 385 с.

Друммонд В. Дитя, его природа и воспитание. СПб., Издательское Т-во «XX век», 1902. 252 с.

Жарова Д.В. Проблема профессиональной компетентности педагогов в трудах Джеймса Селли // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 2. С. 5-8.

Жарова Д.В., Миньков В.А. О специфике педагогического труда и профессиональной компетентности педагогов в трудах британских ученых конца XIX века // Национальный психологический журнал, №1 (21) 2016. С. 94-100

Жарова Д.В. Критический анализ психолого-педагогического наследия английских ученых в отечественной науке конца XIX- начала XX столетия // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т.8. № 2. С. 108-116.

Жарова Д.В. Становление народного образования в Великобритании в XIX в. как предпосылка развития педагогической психологии / Д.В. Жарова // Психологическая наука и образование 2012. № 2. С. 230-240.

Жарова Д.В. Становление и развитие педагогической психологии в Великобритании в конце XIX века: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2009. 198 с.

Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. СПб., 1912. 448 с.

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.

Лапшова А.В. Современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 4. С. 56-59.

Миньков В.А. Идеи рационализма в педагогике Англии второй половины XIX в.: дисс. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2001. С. 138-159.

Минькова Е.С. Страницы жизни научного творчества Джеймса Селли (1843-1923) // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 108-119.

Прейер Б. Душа ребенка: Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб.: Издание А.Е. Рябченко, 1891. 207 с. Перевод с нем. Редакция и предисл. проф. И.А. Сикорского.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высш. шк., 1990. 80 с.

Селли Д. Основные начала психологии и ее применения к воспитанию. Санкт-Петербург: Изд-во ж. «Русское богатство», 1887. 359с.

Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию (The Teacher's Handbook of Psychology) Пер. с англ. М.Ш., под ред. Л.Е. Оболенского. СПб., 1897. С. – 351

Селли Д. Очерки по психологии детства; пер. с англ. А. Громбаха. Москва : Издание К.И. Тихомирова, 1901. 301 с.

Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с англ. под ред. А.А. Громбаха. М., 1912. С. 624

Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Санкт-Петербург: Изд-во М.А. Лазаревой, 1898. 232 с.

Sully J. Outlines of Psychology. London, 1884.

Sully J. Illusions a psychological study. Third edition, London, 1887.

Sully J. Childrens ways. London and Bombay, 1897.

Bain A. Education as a Science. London: Longmans, 1881.

Bain A. The Senses and the Intelleсt. London: Longmans, 1894.

Bain A. The Emotions and the Will. London: Longmans, 1889.

Hall G.S., Mansfield J.M. Hints toward a select and descriptive bibliography of education. DC Heath, 1886.

Preyer, W.T. 1882. Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren. Leipzig: Grieben, 1882.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2017 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)