Лайош Секей: выдающийся психолог, человек Европы, строитель мостов и разрушитель стен

Владимир Александрович Мазилов

Аннотация


Мазилов В.А. Лайош Секей: выдающийся психолог, человек Европы, строитель мостов и разрушитель стен // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. №1. С. 187-208.

Аннотация. В статье анализируются взгляды на творчество и творческое мышление известного психолога и психоаналитика Лайоша Секея (1904-1995). Прослеживаются основные вехи биографии этого неординарного ученого.  Показано, что начинал свою исследовательскую деятельность Л. Секей как представитель школы гештальтпсихологии, разделяющий основные идеи этой научной школы. Сопоставляются работы, выполненные в разные годы, делается вывод об эволюции взглядов автора. Автором выполнены исследования творческого мышления во время творческой паузы, разделенные почти тридцатилетним промежутком (1940 и 1968 годы). Сопоставительный анализ позволяет зафиксировать изменения позиций. Особенно важно отметить органичное соединение идей гештальтпсихологии с положениями психоанализа и конструктивное использование идей Ж.Пиаже и Дж.Брунера.  Секею удалось разработать особый метод. Это использование традиционных психоаналитических процедур для исследования мышления, решения творческой задачи, имеющей практическое значение. Отметим, что творческая пауза – это тот этап мышления, который практически невозможно «смоделировать» в лаборатории. Это тот этап, который отличает подлинно жизненное практическое мышление от его лабораторных искусственных моделей. Направление эволюции гештальтистских представлений о мышлении свидетельствует, на наш взгляд, о тенденции к стихийной интеграции: к использованию комплексных описаний, предполагающих заимствования и тесное «взаимодействие», кооперацию, коммуникацию с другими исследовательскими подходами. Эта стихийная интеграция приводит к тому, что психологическая концепция выходит за «рамки» научной школы. Это неизбежно, т.к. постижение психического во всей реальной сложности вступает в противоречие с «узкими» теоретическими установками. На наш взгляд, это один из путей развития психологического знания.

Ключевые слова: интеграция, мышление, творческий мыслительный процесс, Л. Секей, психоанализ, сознание, бессознательное, репрезентация, творческая пауза.

Lajos Székely: eminent psychologist, person of Europe, bridge builder and wall destroyer

Abstract. The article analyzes views on creativity and creative thinking of the famous psychologist and psychoanalyst Lajos Székely (1904-1995). The key milestones of the biography of this extraordinary scientist are traced. It is shown that he began his research career as a representative of the school of Gestalt psychology, the fundamental ideas of which he decidedly supported. The comparative analyses of Lajos Székely’s works published over different periods makes the evolution of his views evident. The author investigates Székely’s studies on creative thinking during a creative pause which are separated by almost thirty years interval (1940 and 1968).  The comparative analysis states the changes in Székely’s position. It is particularly important to note organic combination of ideas of Gestalt psychology both with psychoanalysis and ideas of Piaget and J. Bruner. Székely was successful in developing a special method. It consists of the use of the traditional psychoanalytic procedures for the sake of the investigation of creative thinking and of the solving of problems that have life importance.  It is worth stating that creative pause as a separate stage of thinking never can be “simulated" in the laboratory setting. This is the stage that really differentiates genuine practical thinking from its artificial laboratory models. In our view the evolution of the Gestalt concepts of thinking follows the way of spontaneous integration. This means it demonstrates the tendency to use complex descriptions involving borrowing, close "interaction", cooperation, and communication with other research approaches. This spontaneous integration makes a psychological conception go beyond the "framework" of the scientific school. This is inevitable because comprehension of the “psychological” given in all its entire and real complexity is ever in the conflict with the "narrow" theoretical settings. In our opinion, this is one of the ways of the development of psychological knowledge.

Keywords: integration, thinking, creative thinking process, L. Szekely, psychoanalysis, consciousness, unconscious, representation, creative pause.


Полный текст:

PDF

Литература


Зинченко В.П. Вступительная статья // Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. С. 5-26.

Мазилов В.А. Психология практического педагогического мышления как романтическая наука // Психология педагогического мышления: теория и практика / Сб. статей. М.: ИП РАН, 1998. С. 66-81.

Мазилов В.А. Проблема мышления в гештальтпсихологии // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль: ЯрГУ, 1990. С. 66-75.

Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии //Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 3. С. 9-24.

Мазилов В.А. Становление метода психологии: страницы истории (метод интроспекции) // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 61-85.

Мазилов В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 3-21.

Мазилов В.А. О предмете психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 55-72.

Мазилов В.А. Научная психология: проблема объяснения // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 1. С. 58-73.

Мазилов В.А. Целостность и интеграция в психологии (Некоторые методологические проблемы психологического исследования) // Вестник интегративной психологии. Вып. 1 (3). 2005. С. 38–40.

Мазилов В.А. Интегративные тенденции в психологии: гештальтпсихология и пробле-ма целостности // Человеческий фактор: Социальный психолог. Вып. 1 (9). 2005

Мур Н. Психоанализ в Скандинавии // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М., 2001. С. 558-585.

Секей Л. Знание и мышление // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 343-365.

Секей Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 366-386.

Секей Л. К проблеме доступности решения задач и магическое тестирование // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965 С. 387-396.

Фресс П. Развитие экспериментальной психологии // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып.1, 2. М.: Прогресс, 1966. С. 15-98.

Ярошевский М.Г. Гештальтпсихология // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах: Общая психология. М.: Per Se, 2005. С. 44.

Bartlett F.C. Thinking: An experimental and social Study. London: Allen and Unwin, 1958. 203 p.

Berline D.E. Structure and Direction in Thinking. N.Y.:Wiley, 1965. 378 p.

Duncker , K. On Problem-Solving // Psychological Monographs. 1945. Vol. 58. № 5. Р. 1–113.

Koffka K. Principles of Gestalt-psychology. N.Y.: HarcourtBrace & Co, 1935. 720 p.

Köhler W. Gestalt-psychology today // American psychologist. 1959. Vol. 14. № 12. P. 727-734.

Köhler W. Psychologie de la forme. P.: Gallimard, 1964. 375 p.

Radford J., Burton A. Thinking: it's Nature and Development. L.: Wiley, 1974. 440 p.

Schulz D.P. A History of modern Psychology. N.Y., London: Acad. Press, 1969. XVII, 346 p.

Szekely L. Studien zur Psychologie des Denkens: Zur Topologie des Einfalls. // Acta Psychologica. 1940. Vol. 5. № 1. P. 79-96.

Szekely L. Die Schöpferische Pause // Denkverlaufs, Einsamkeit und Angst: Experimentelle und Psychoanalitiche Untersuchungen über das Kreative Denken: Beitrage. Bern u. a.: Hüber, 1976. P. 140-170.

Szekely L. Denkverlaufs, Einsamkeit und Angst: Experimentelle und Psychoanalitiche Untersuchungen Uber das Kreative Denken // Denkverlaufs, Einsamkeit und Angst: Experimentelle und Psychoanalitiche Untersuchungen über das Kreative Denken. Bern u. a.: Hüber, 1976. 358 s.

Wertheimer M. Productive Thinking. Enl.ed. (First Ed., 1945) L.: Ass. Book Publ., 1966. (First Ed., 1945). 302 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2017 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)