«В августе 1941-го»: Неизвестное письмо А.Р. Лурии в США как зеркало ревизионистской революции в историографии русской психологии

Антон Ясницкий, Эли Ламдан

Аннотация


Ясницкий А., Ламдан Э. «В августе 1941-го»: Неизвестное письмо А.Р. Лурии в США как зеркало ревизионистской революции в историографии русской психологии // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 2. С. 225-292.


Аннотация. Последнее десятилетие ознаменовалось серией исследований по истории русской психологии, которые дали основания говорить о «ревизионистской революции в выготсковедении» (Revisionist Revolution in Vygotsky Studies), то есть в такой области исследований, которые ставят своей целью критическое изучение научного наследия Л.С. Выготского (1896-1934), А.Р. Лурии (1902-1977) и круга их сотрудников. Данная статья дает краткий обзор этих исследований и иллюстрирует исследовательский потенциал "ревизионистского поворота" на примере неизвестной переписки А.Р. Лурии с его американским коллегой, датированной августом 1941 г. В статье представлено, в переводе с английского, письмо Лурии, содержание переписки между его американскими контр-агентами и ответ Лурии адресата письма Хораса Каллена (1882-1974). В заключение дается краткое обсуждение этих и других архивных документов Лурии и Выготского с точки зрения ревизионистской методологии исследования и в контексте стремительно набирающей ход ревизионистской революции в историографии русской психологии.

Ключевые слова: Лурия, Выготский, выготсковедение, круг Выготского-Лурии, архивы, документы, переписка, ревизионизм, ревизионистская революция, изоляционизм, транснационализм, Вторая мировая война, демократия, транснациональная история

“In the August of 1941”: Alexander Luria’s Unknown Letter to the USA in the Light of Revisionist Revolution in the Historiography of Russian Psychology

Abstract. The recent decade is characterized by the explosion of studies in the history of Russian psychology that are best described as the “Revisionist Revolution in Vygotsky Studies” (see: Yasnitsky & Van der Veer, 2016). By “Vygotsky Studies” we mean such field of research that critically scrutinizes the scientific legacy of Lev Vygotsky (1896-1934), Alexander Luria (1902-1977) and the circle of their closest associates known as the “Vygotsky-Luria Circle”. This article briefly overviews these critical studies and provides an illustration of the potential of the “revisionist turn” with the unknown correspondence between Luria and his American peer Horace M. Kallen (1882-1974). Luria’s letter was composed in August 1941, and is published herein translation into Russian. In conclusion, I briefly discuss this letter and other archival documents of the kind from the standpoint of the methodology of revisionist research and in the context of the revisionist revolution in the making in the historiography of Russian psychology.

Keywords: Luria, Vygotsky, Kallen, Vygotsky Studies, Vygotsky-Luria Circle, archives, documents, correspondence, revisionism, revisionist revolution, isolationism, transnationalism, World War II, democracy, transnational history.



Ключевые слова


Лурия; Выготский; выготсковедение; круг Выготского-Лурии; архивы; документы; переписка; ревизионизм; ревизионистская революция; изоляционизм; транснационализм; Вторая мировая война; демократия; транснациональная история;

Полный текст:

PDF

Литература


Александрова Е.А. Конференция по нейропсихологии в научной группе Л.С. Выготского (начало 1930-х гг.): результаты исследования архива А.Р. Лурии // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2016». Секция «Психология». Подсекция «Актуальные проблемы нейропсихологии», Москва: МГУ, 2016 URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2016/data/8477/uid102037_report.pdf

Аллахвердян А.Г., Сироткина И.Е. «Михаил Григорьевич Ярошевский – историк науки и науковед». К 100-летию со дня рождения. III Всероссийская конференция по науковедению и наукометрии // Социология науки и технологий. 2016. № 2 (7). C. 182-189.

Артемьева О.А. К проблеме управления и самоорганизации отечественной психологической науки в первой половине ХХ столетия // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2012. № 2 (1). C. 28-35.

Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация отечественной психологии как становление и развитие коллективного субъекта научной деятельности в первой половине ХХ столетия. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва: Институт психологии РАН, 2013.

Артемьева О.А. Научное сообщество как субъект научной деятельности // Психологический журнал. 2015. № 5 (36). C. 95-103.

Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия. М.: Когито-Центр, 2015.

Ахутина Т.В. Комментарии к двум документам из архива А.Р.Лурии // Вопросы психологии. 2012. № 4. C. 71-85.

Байфорд Э. Загробная жизнь «науки» педологии: к вопросу о значении «научных движений» (и их истории) для современной педагогики // Преподаватель XXI век. 2013. № 1 (1). C. 43-54.

Байфорд Э. Память о «репрессированных науах» в истории России: случай педологии Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 16-29.

Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. М.: Эксмо, 2015.

Богданчиков С.А. Забытый съезд (О Первом Всесоюзном съезде по изучению поведения человека) // Вопросы психологии. 2002. № 3. C. 89-98.

Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. 2009. № 2. C. 7–31.

Богданчиков С.А. Проблемы изучения истории советской психологии. Саратов: Издательство СГСЭУ, 2009.

Ван дер Веер Р. Рукописи не горят, не так ли? // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. C. 139-144.

Ван дер Веер Р., Завершнева Е. «To Moscow with love»: Реконструкция поездки Л.С. Выготского в Лондон // Вопросы психологии. 2012. № 3. C. 89-105.

Гайдамакина Е.В. Развитие психотерапии в России: по материалам медицинских, психиатрических и психотерапических съездов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2011.

Гольдберг Э. «Спасибо за эти замечательные материалы – очень интересно» // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. C. 121-123.

Гончаров О.А. Комментарий к статье А. Ясницкого «Курт Коффка: "У узбеков ЕСТЬ иллюзий!" Заочная полемика между Лурией и Коффкой» // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 3. C. 26-32.

Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. 2016. № 3 (12). C. 27-46.

Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 годы / М. Дэвид-Фокс, М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Завершнева Е. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 1) // Вопросы психологии. 2008. № 1. C. 132-145.

Завершнева Е. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии. 2008. № 2. C. 120-136.

Завершнева Е. Исследование оригинала рукописи Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» // Вопросы психологии. 2009. № 6. C. 119–137.

Завершнева Е. «Ключ к психологии человека»: комментарии к блокноту Л.С. Выготского из больницы «Захарьино» (1926 г.) // Вопросы психологии. 2009. № 3. C. 123-141.

Завершнева Е. Еврейский вопрос в неопубликованных рукописях Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2012. № 2. C. 79–99.

Завершнева Е. «Молюсь о даре душевного усилия»: мысли и настроения Л.С. Выготского накануне революции 1917 г. // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 125-142.

Завершнева Е., Ван дер Веер Р. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. М.: Канон-Плюс, 2017.

Завершнева Е., Осипов М. Основные поправки к тексту «Исторический смысл психологического кризиса», опубликованному в 1982 г. в собрании сочинений Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2010. № 1. C. 92-103.

Завершнева Е., Осипов М. Сравнительный анализ рукописи «(Исторический) Смысл психологического кризиса» и ее версии, опубликованной в т. 1 собрания сочинений Л.С. Выготского (1982) под редакцией М.Г. Ярошевского // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. C. 41-72.

Задорожнюк И.Е., Мазилов В.А., Базиков М.В. Технологии регулирования конфликтов и запрос на их социально-антропологическое моделирование: история и современность // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. № 3. C. 35-42.

Замский Х.С. История олигофренопедагогики, 2-е изд. Москва: Просвещение, 1980.

Костригин А.А. «Работа в целом не удалась»: Дело по чистке аппарата Института экспериментальной психологии в 1930 г. (архивные материалы) // История российской психологии в лицах Дайджест. 2017. № 1. C. 108-138.

Коул М. Комментарии к предыдущим комментариям // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. C. 128-132.

Ламдан Э. У кого были иллюзии? Среднеазиатские эксперименты А.Р. Лурии с оптическими иллюзиями // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 3. C. 53-65.

Лурия А.Р. Письма к Л.П. Липчиной из Харькова // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. C. 11-19.

Лурия А.Р. Конспект доклада Л.С. Выготского «О сознании» // Вопросы психологии. 2014. № 6. C. 75-88.

Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л. С. Выготского для психологии и дефектологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. № 4. C. 60-70.

Мекаччи Л. Русская психология и психология и психиатрия в Италии во второй половине ХХ века // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3 (5). C. 73-80.

Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). Москва: МГУ, 1997.

Радзиховский Л.А. Дискуссионные проблемы марксистской теории в советской психологической науке // Вопросы психологии. 1988. № 1. C. 124-131.

Ренатус. «Дело в том, что в архиве Выготского нашли поначалу только английскую версию этого текста...» // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. C. 114-117.

Стоюхина Н.Ю. Проблемы изучения истории «провинциальной психологии» // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 38 (1). C. 153-156.

Стоюхина Н.Ю. Выдающиеся психологи и педагоги в Нижегородском университете (1918–1921 гг.). Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2013.

Стоюхина Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920-1930-е гг. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016.

Стоюхина Н.Ю., Мазилов В.А. Забытый съезд: Первый всероссийский съезд по психоневрологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4 (2). C. 251–260.

Стоюхина Н.Ю., Мазилов В.А. Неизвестные съезды: Второй психоневрологический // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). C. 277-287.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта = Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache: Einführung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollectiv. Москва: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

Эткинд А.М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии. 1990. № 5. C. 13-21.

Эткинд А.М. Ещё о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты // Вопросы психологии. 1993. № 4. C. 37–55.

Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М.: Медуза, 1993.

Ярошевский М.Г. История психологии, 3-е изд. М.: Мысль, 1985.

Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Вопросы психологии. 1995. № 4. C. 5–18.

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: период 1931 – 1936 гг. // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. C. 92–102.

Ясницкий А. Очерк истории Харьковской школы психологии: первая научная сессия Харьковского государственного педагогического института и появление «Харьковской школы психологии» (1938) // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. C. 95-106.

Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: зарубежные конференции 1920-30-х гг. // Вопросы психологии. 2010. № 3. C. 101–112.

Ясницкий А. «Когда б вы знали, из какого сора...»: К определению состава и хронологии создания основных работ Выготского // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2011. № 4. C. 1-52.

Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Ученые, «импорт-экспорт» в науке и власть // Вопросы психологии. 2011. № 6. C. 108-121.

Ясницкий А. Об изоляционизме советской психологии: научные публикации 1920-30-х годов // Вопросы психологии. 2011. № 1. C. 124-136.

Ясницкий А. Психология в Первой Столице: История и современность // Харьковская школа психологии: наследие и современная наука / под ред. Т.Б. Хомуленко и М.А. Кузнецова. Харьков: ХНПУ, 2012. С. 309-351.

Ясницкий А. Реконструкция поездки А.Р. Лурии на IX Международный психологический конгресс // Вопросы психологии. 2012. № 4. C. 86-93.

Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. C. 60-97.

Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи ученых, международные посредники и «импорт» психологии // Вопросы психологии. 2012. № 1. C. 100–112.

Ясницкий А. Изоляционизм советской психологии? Интеллектуальная история как миграция, трансформация и циркуляция идей // Вопросы психологии. 2012. № 2. C. 66-79.

Ясницкий А. Курт Коффка: «У узбеков ЕСТЬ иллюзий!» Заочная полемика между Лурией и Коффкой // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 3. C. 1–25.

Ясницкий А. Дисциплинарное становление русской психологии первой половины ХХ века // Науки о человеке: история дисциплин / под ред. А.Н. Дмитриева и И.М. Савельевой. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 299-329.

Ясницкий А. Сталинская модель науки: история и современность российской психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. C. 407-422.

Ясницкий А. «Орудие и знак в развитии ребенка»: Самая известная работа Л.С. Выготского, которую он никогда не писал // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017.

Ясницкий, А. / Yasnitsky, A. H. Среднеазиатские психологические экспедиции. Хроника событий в письмах и документах / Psychological expeditions of 1931-1932 to Central Asia. Chronicle of events in letters and documents // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 3 (6). C. 114-166.

Ясницкий А., Завершнева Е. Об архетипе советской психологии как научной дисциплины и социальной практики // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. C. 334-355.

Aguilar E. Vygotski en México: una travesia bibliográfica y otros temas breves // Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado / под ред. A. Yasnitsky, R. Van der Veer, E. Aguilar, & L. N. García. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores, 2016. С. 361-373.

Allik J. Do primitive people have illusions? // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2013. № 3 (6). C. 40-42.

Bourdieu P. The social conditions of the international circulation of ideas // Bourdieu: A critical reader / под ред. R. Shusterman. Oxford: Blackwell, 1999. С. 220-228.

Byford A. Imperial normativities and the sciences of the child: the politics of development in the USSR, 1920s-1930s // Ab imperio. 2016. № 2. C. 71-124.

Byford A. V. M. Bekhterev in Russian Child Science, 1900s-1920s “Objective Psychology”: “Reflexology” as a Scientific Movement // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2016. № 2 (52). C. 99-123.

Cohen Y. Circulatory localities: The example of Stalinism in the 1930s // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2010. № 1 (11). C. 11-45.

David-Fox M. Showcasing the Great Experiment: Cultural Diplomacy and Western Visitors to the Soviet Union, 1921-1941. Oxford, UK: Oxford University Press, 2012.

Dufaud G., Rzesnitzek L. Soviet Psychiatry through the Prism of Circulation: The Case of Outpatient Psychiatry in the Interwar Period // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2016. № 4 (17). C. 781-803.

Feuer L.S. Freud’s Ideas in the Soviet Setting: A Meeting with Aleksandr Luriia // Slavic Review. 1987. № 1 (46). C. 106-112.

Fraser J., Yasnitsky A. Deconstructing Vygotsky’s Victimization Narrative: A Re-Examination of the «Stalinist Suppression» of Vygotskian Theory // History of the Human Sciences. 2015. № 2 (28). C. 128-153.

Fraser J., Yasnitsky A. Deconstructing Vygotsky’s victimization narrative: a re-examination of the «Stalinist suppression» of Vygotskian theory // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 50-69.

García L.N. El redescubrimiento de Vigotski. Un problema histórico y epistémico/The rediscovery of Vigotski: An historical and epistemic problem // Revista Culturas Psi / Psy Cultures. 2013. (1). C. 65-86.

García L.N. La «canonización» de Vigotski en España y Argentina (1978-1991) // Revista de Historia de la Psicología. 2015. № 2 (36). C. 7-30.

García L.N. Versiones tempranas de Vygotski: su recepción en la Argentina (1935-1974) // Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado / под ред. A. Yasnitsky, R. Van der Veer, E. Aguilar, & L. N. García. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores, 2016. С. 305-336.

García L.N. Hacia el canon: Vygotski en España y Argentina (1978-1991) // Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado / под ред. A. Yasnitsky, R. Van der Veer, E. Aguilar, & L. N. García. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores, 2016. С. 337-359.

García L.N. Before the “boom”: Readings and uses of Vygotsky in Argentina (1935-1974) // History of Psychology. 2016. № 4 (19). C. 298–313.

Goncharov O.A. Commentary on A.Yasnitsky’s article “Kurt Koffka: ‘Uzbeks DO HAVE illusions!’ The Luria-Koffka controversy” // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2013. № 3 (6). C. 34-36.

Harris R. Rationality and the Literate Mind. New York: Routledge, 2009.

Heilbron J., Guilhot N., Jeanpierre L. Toward a transnational history of the social sciences // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2008. № 2 (44). C. 146-160.

Hoopes R. Ralph Ingersoll. A Biography. New York: Atheneum, 1985.

Jones P.E. From “external speech” to “inner speech” in Vygotsky: A critical appraisal and fresh perspectives // Language and Communication. 2009. № 2 (29). C. 166-181.

Kallen H.M. Frontiers of hope. New York: Liveright, 1929.

Kellogg D. Untangling a genetic root of Thinking and Speech: Towards a textology of Tool and Sign in Child Development // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2011. № 4 (4). C. 85-97.

Kellogg D. Which is (more) original, and Does either version really matter? (A comment on A. Yasnitsky’s “The Vygotsky That We (Do Not) Know: Vygotsky’s Main Works and the Chronology of their Composition”) // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2011. № 4 (4). C. 80–81.

Kellogg D., Yasnitsky A. The differences between the Russian and English texts of Tool and Sign in Child Development. Supplementary and analytic materials // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2011. № 4 (4). C. 98-158.

Konvitz M.R. The Legacy of Horace M. Kallen. London: Assoociated University Presses, 1987.

Kozulin A. Psychology in Utopia: Toward a Social History of Soviet Psychology. Cambridge, MA: MIT Press, 1984.

Kozulin A. Vygotsky’s psychology: A biography of ideas. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990.

A. Kozulin, B. Gindis, V.S. Ageev, S.M. Miller. Vygotsky’s educational theory in cultural context. New York: Cambridge University Press, 2003.

Kozulin A. Dynamic Assessment in Search of its Identity // The Cambridge handbook of cultural-historical psychology / под ред. A. Yasnitsky, R. Van der Veer, M. Ferrari, Cambridge: Cambridge University Press, 2014. С. 126-147.

Kozulin A. Foreword: How to deconstruct deconstructions // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. xii–xvi.

Krementsov N. Stalinist science. Princeton: Princeton University Press, 1997.

Krementsov N. International Science between the World Wars: The Case of Genetics. London: Routledge, 2005.

Kuznick P.J. Beyond the laboratory: Scientists as political activists in 1930s America. Chicago: University of Chicago Press, 1987.

Lamdan E. Who had illusions? Alexander R. Luria’s Central Asian experiments on optical illusions // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2013. № 3 (6). C. 66-76.

Lamdan E., Yasnitsky A. «Back to the future»: toward Luria’s holistic cultural science of human brain and mind in a historical study of mental retardation // Frontiers in Human Neuroscience. 2013. (7). C. 509.

Lamdan E., Yasnitsky A. Did Uzbeks have illusions? The Luria – Koffka controversy of 1932 // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 175–200.

Luria A.R. The nature of human conflicts. New York: Liveright, 1932.

Mecacci L. Vygotsky’s reception in the West: The Italian case between Marxism and communism // History of the Human Sciences. 2015. № 2 (28). C. 173-184.

Mecacci L., Yasnitsky A. Editorial changes in the three Russian editions of Vygotsky’s «Thinking and Speech» (1934, 1956, 1982): Towards authoritative and ultimate English translation of the book // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2011. № 4 (4). C. 159-187.

Métraux A. Lev Vygotsky as seen by someone who acted as a go-between between eastern and western Europe // History of the Human Sciences. 2015. № 2 (28). C. 154-172.

Proctor H. Kurt Koffka and the Expedition to Central Asia // PsyAnima, Dubna Psychological Journal. 2013. № 3 (6). C. 43-52.

Proctor H. Revolutionary thinking: A theoretical history of Alexander Luria’s «Romantic science». Диссертация на соискание ученой степени Philosophiae Doctor (Ph.D.). London: Birkbeck, University of London, 2016. URL: http://bbktheses.da.ulcc.ac.uk/186/

Proctor H. «A Country Beyond the Pleasure Principle»: Alexander Luria, Death Drive and Dialectic in Soviet Russia, 1917-1930 // Psychoanalysis and History. 2016. № 2 (18). C. 155-182.

Schmidt S. Horace M. Kallen: Prophet of American Zionism. New York: Carlson, 1995.

Solomon S.G. Circulation of knowledge and Russian locale // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2008. № 1 (9). C. 9-26.

Stern L. Western Intellectuals and the Soviet Union, 1920-40: From Red Square to the Left Bank. London & New York: Routledge, 2007.

Van der Veer R., Yasnitsky A. Vygotsky in English: What still needs to be done // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2011. № 4 (45). C. 475-493.

Van der Veer R., Yasnitsky A. Translating Vygotsky: some problems of transnational Vygotskian science // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 143-174.

Van der Veer R., Yasnitsky A. Vygotsky the published: who wrote Vygotsky and what Vygotsky actually wrote // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer London & New York: Routledge, 2016. С. 73-93.

Van der Veer R., Yasnitsky A. Vygotsky’s published works: a(n almost) definitive bibliography // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / Eds. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 243-260.

Yasnitsky A. Vygotsky Circle during the Decade of 1931-1941: Toward an Integrative Science of Mind, Brain, and Education. Ph.D. dissertation. Toronto: University of Toronto, 2009.

Yasnitsky A. Methodological issues of the history of Soviet psychology between the two world wars: case study of Vygotsky Circle // XXIII International Congress of History of Science and Technology. Ideas and Instruments in Social Context. Budapest, 2009.

Yasnitsky A. “Archival revolution” in Vygotskian Studies? Uncovering Vygotsky’s archives // Journal of the Russian and East European Psychology. 2010. № 1 (48). C. 3-13.

Yasnitsky A. Vygotsky Circle as a personal network of scholars: Restoring connections between people and ideas // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2011. № 4 (45). C. 422-457.

Yasnitsky A. Revisionist revolution in Vygotskian science: Toward cultural-historical Gestalt psychology. Guest editor’s introduction // Journal of Russian and East European Psychology. 2012. № 4 (50). C. 3-15.

Yasnitsky A. Unity in diversity: Vygotsky-Luria Circle as an informal personal network of scholars // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 27-49.

Yasnitsky A. The archetype of Soviet psychology: From Stalinism of the 1930s to the «Stalinist science» of our days // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / Eds. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 3-26.

Yasnitsky A. A transnational history of «the beginning of a beautiful friendship»: the birth of cultural-historical Gestalt psychology of Alexander Luria, Kurt Lewin, Lev Vygotsky, and others // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / Eds. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 201-226.

Yasnitsky A., R. Van der Veer, E. Aguilar, L.N. García. Vygotski revisitado: una historia crítica de su contexto y legado. Buenos Aires: Miño y Dávila Editores, 2016.

Yasnitsky A., Ferrari M. From Vygotsky to Vygotskian psychology: Introduction to the history of the Kharkov school // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2008. № 2 (44). C. 119-145.

Yasnitsky A., Ferrari M. Rethinking the early history of post-Vygotskian psychology: the case of the Kharkov school // History of Psychology. 2008. № 2 (11). C. 101-121.

Yasnitsky A., Van der Veer R. Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. London & New York: Routledge, 2016.

Zavershneva E. Investigating the manuscript of L.S. Vygotsky’s “The historical meaning of the crisis in psychology” // Journal of Russian and East European Psychology. 2012. № 4 (50).

Zavershneva E. The Problem of Consciousness in Vygotsky’s Cultural-Historical Psychology // The Cambridge handbook of cultural-historical psychology / под ред. A. Yasnitsky, R. Van der Veer, M. Ferrari, Cambridge: Cambridge University Press, 2014. С. 63-97.

Zavershneva E. Vygotsky the unpublished: an overview of the personal archive (1912-1934) // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 94-126.

Zavershneva E. «The way to freedom»: Vygotsky in 1932 // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / под ред. A. Yasnitsky & R. Van der Veer. London & New York: Routledge, 2016. С. 127-140.

Zavershneva E., Van der Veer R. Vygotsky’s Notebooks. A Selection / E. Zavershneva, R. Van der Veer, New York: Springer, 2017.

Zhang R. Rethinking Vygotsky: A Critical Reading of Vygotsky’s Cultural-Historical Theory and Its Appropriation in Contemporary Scholarship. Диссертация на соискание ученой степени Philosophiae Doctor (Ph.D.). Pokfulam: The University of Hong Kong. URL: http://dx.doi.org/10.5353/th_b51947652013.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2017 Антон Ясницкий, Эли Ламдан