«Что совершенно невозможно одному человеку в одиночку, то возможно для двух» – историко-методологическое исследование идей Фейербаха в работах позднего периода творчества Л.С. Выготского

Петер Кайлер

Аннотация


Кайлер П. «Что совершенно невозможно одному человеку в одиночку, то возможно для двух» – историко-методологическое исследование идей Фейербаха в работах позднего периода творчества Л.С. Выготского // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 3. С. 212-219.

Аннотация. В эссе рассматривается влияние немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха (1804-1872) на идеи Л. С. Выготского. Статья начинается с того наблюдения, что, несмотря на свою преемственность, близость Выготского к Фейербаху не всегда проявлялась одинаково в течение его научной карьеры. Основной внимание уделяется позднему периоду творчества Выготского (1931-1934), чья научно-исследовательская работа была осложнена радикальными политико-идеологическими изменениями в Советском Союзе в начале 1930-х гг. Я утверждаю, что из-за требований новой ситуации Выготский должен был принять такую позицию, которую из-за ее парадоксальных черт можно охарактеризовать как «крипто-фейербахианство». Данный аргумент подтверждается более близким рассмотрением двух явных ссылок на Фейербаха в последние годы его научного творчества [2, с. 361; 4, с. 230]. Сначала я анализирую проблемы, с которыми приходится сталкиваться при попытке идентифицировать «подтекст» или скрытый смысл подобных ссылок, а затем показываю, что в «позднем» Выготском гораздо больше «Фейербаха», чем можно предположить при первом взгляде.

Ключевые слова: Выготский, Фейербах, историко-политический контекст творчества Выготского, методологические проблемы выявления скрытых источников, крипто-Фейербахианство в позднем творечестве Выготского, культурно-историческая психология

Abstract. This essay examines the influence of the German materialist philosopher Ludwig Feuerbach (1804-1872) on the ideas of L. S. Vygotsky. It starts from the observation that, despite its continuity, Vygotsky’s affinity to Feuerbach did not always express itself in the same way in the course of his scientific career. The main emphasis then is laid on Vygotsky’s later work (1931-1934), whose elaboration was overshadowed by the radical political-ideological changes in the Soviet Union in the early 1930s. I argue that due to the requirements of the new situation Vygotsky had to adopt an attitude that for its paradoxical features could be characterized as “crypto-Feuerbachianism.” The argument then is substantiated by a closer examination of two explicit references to Feuerbach in Vygotsky’s later work. I first analyze the problems one has to cope with when trying to identify the “subtext” or hidden meaning of these kinds of references, and subsequently explain the general significance of what may be called the “Feuerbach principle” in Vygotsky’s later work.

Keywords: Vygotsky, Feuerbach, Historical-political background of Vygotsky’s work, Methodological problems of identifying camouflaged sources, Crypto-Feuerbachianism in Vygotsky’s later work, Cultural-historically oriented psychology


Ключевые слова


Выготский, Фейербах, историко-политический контекст творчества Выготского, методологические проблемы выявления скрытых источников, крипто-Фейербахианство в позднем творечестве Выготского, культурно-историческая психология

Полный текст:

PDF

Литература


Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 487 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 367 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 487 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 369 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

Кайлер П. «Культурно-историческая теория» и «Культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальность // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 5 (1). С. 34-46

Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии. // Психология и марксизм. Сборник статей сотрудников московского государственного института экспериментальной психологии / К.Н. Корнилов (Ред.). Ленинград/Москва: Государственное издательство, 1925.

Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. 676 с.

Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955. 943 с.

Feuerbach L. Gesammelte Werke. Band 1 / [Collected Works], herausgegeben von [edited by] W. Schuffenhauer. Berlin: Akademie Verlag, 1967.

Feuerbach L. Gesammelte Werke Band 7 / [Collected Works], herausgegeben von [edited by] W. Schuffenhauer. Berlin: Akademie Verlag, 1967.

Feuerbach L. Gesammelte Werke Band 10 / [Collected Works], herausgegeben von [edited by] W. Schuffenhauer. Berlin: Akademie Verlag, 1967.

Feuerbach L. Zur Moralphilosophie (1868) [On moral philosophy (1868)]. Critically revised by W. Schuffenhauer // Solidarität oder Egoismus: Studien zu einer Ethik bei und nach Ludwig Feuerbach [Solidarity or egoism: Studies in the ethics by and after Ludwig Feuerbach] / H.-J. Braun (Ed.). Berlin, Germany: Akademie Verlag, 1994. P. 353-430.

Vygotsky L.S. Mind in society. Cambridge USA: Harvard University Press, 1978.

Vygotsky L.S. The problem of the environment // The Vygotsky reader / R. van der Veer & J. Valsiner (Eds.). Oxford UK/Cambridge USA: Blackwell, 1994. P. 338-354.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2017 Петер Кайлер