Приключения теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в СССР и России: дефективно-детективная история

Павел Валерьевич Сабанин

Аннотация


Сабанин П.В. Приключения теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в СССР и России: дефективно-детективная история // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 3. С. 227-241.

Аннотация. В статье рассказывается о попытках разработки адаптированного для русскоязычного пользователя варианта теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Анализируются причины трудностей, с которыми встретились разработчики. Приведена основная литература по этой проблеме и рассказано о вариантах психодиагностического инструментария, разработанного побочно с адаптацией теста структуры интеллекта. В основе статьи интервью одного из группы авторов разработки модификаций и непосредственного свидетеля событий вокруг теста Р. Амтхауэра.

Ключевые слова: психологическая диагностика, история психологии, методики психологической диагностики, «Словесные субтесты», тест структуры интеллекта, Р. Амтхауэр, интервью.

Abstract. The article describes attempts to develop a variant of the R. Amthauer’s intelligence structure test, adapted for the Russian-speaking user. The reasons for the difficulties encountered by the developers are analyzed. The main literature on this problem is given and it is told about the variants of the psychodiagnostic toolkit developed side by side with the adaptation of the intelligence structure test. The article is based on an interview by one of the authors of the development of modifications and a direct witness of events around the test of R. Amthauer.

Keywords: Psychological diagnostics, history of psychology, methods of psychological diagnostics, "Verbal subtests", test of structure of intelligence, R. Amthauer, interview. 


Ключевые слова


психологическая диагностика, история психологии, методики психологической диагностики, «Словесные субтесты», тест структуры интеллекта, Р. Амтхауэр, интервью

Полный текст:

PDF

Литература


Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т., Логинова Г.П. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С. 23-35.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 23-35.

Альманах психологических тестов /Сост.: Р.Р. и С.А. Римские. М.: «КСП», 1995. 400 с.

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Особенности адаптации учащихся 1 класса в зависимости от уровня школьной зрелости // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. С. 72-73.

Завоеванная Н.С. Указатель «Методика-автор»: Комплекс ПД-триада (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер, 1990) // Наука. Мысль. 2014. № 7. - С. 52-57.

Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. С. 28-34.

Коломиец Ю.Г. Психологический мониторинг формирования УУД в рамках ФГОС// Психологическая газета. URL: http://psy.su/feed/3996/

Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.

Лубовский В.И., Переслени Л.И., Семаго М.М. О публикациях психодиагностических материалов // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 133-13.URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971133.htm

Монгуш Р.Д., Чупров Л.Ф. Опыт разработки экспериментальной методики исследования особенностей вербального развития детей с тувинско-русским двуязычием // Вопросы совершенствования подготовки учителя в ВУЗе (Материалы I Катановских чтений) / Отв. ред. К.Х. Кан. Абакан: АГПИ, 1993. С. 154-156.

Намазов В.Н., Жмыриков А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей (Учебно-методическое пособие для преподавателей, учителей, учителей общеобразовательной системы, работников кадровых служб) / Под общ. и научн. ред. В.Н. Намазова. М., 1988. 81 с.

Обухівська А.Г. Діяльність психолого-медико-педагогічних консультацій в умовах інтеграції дітей з особливими освітніми потребами - Електрон. дані. - Київ, Український НМЦ практичної психології і соціальної роботи, 2013. 1 електрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. ISBN 978-617-7118-06-9.

Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: Когито-Центр, 1996. 70 с.

Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1989. Том 89. Вып. 3. С. 35-39.

Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 154-157.

Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие)/ Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров/- Абакан, АГПИ, 1990. 68 c.

Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 1993. № 5. С.17-23.

Переслени Л., Фотекова Т. Определение уровня развития словесно-логического мышления у девятиклассников // Школьный психолог. №7. 2002. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200711

Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: (практическое пособие) / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров; под ред. Л.Ф. Чупрова // Психологическая диагностика. - 2014. - № 2. - С. 3-66.

Распопов В.И., Чупров Л.Ф. Исследование уровня умственного развития детей-дошкольников с целью определения степени готовности к школьному обучению // Психолог в детском саду. 2014. № 3. С. 61-69.

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста, проживающих в Московской агломерации / П.В. Сабанин, Л.Ф. Чупров //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 4. С. 27-46.

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф., Ропотько Н.В. Исследование межрегиональных особенностей развития словесно-логического мышления младших школьников // Международна научна школа "Парадигма". Лято-2015 сборник научни статии в 8 тома. под ред. А.В. Берлов, Л.Ф. Чупров. 2015. С. 324-328.

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф. Влияние условий обучения в сельской школе на развитие логических универсальных действий // Актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 26 апреля 2017 г.) / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, ф-т психологии. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. С. 196-201.

Словарь справочник по психодиагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. Киев: Наук. думка, 1989. 200 с.

Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 442, с.

Фотекова Т.А., Чупров Л.Ф. Лонгитюдные исследования в практике работы психологической службы школы // Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом ВУЗе: Материалы II республиканских Катановских чтений. В 2-х томах. Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. Т. 2. С. 14-15.

Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1987.- № 6.- С. 17-22.

Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Дисс. … канд. психологических наук. М.: АПН СССР, 1988. 165 с.

Чупров Л.Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе (методическое пособие). Часть 1. - Абакан: АГПИ, 1992. 57 с.

Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий // Журнал практического психолога. 2000. № 10-11. С.184-192.

Чупров Л.Ф. Стандартизация методики диагностики уровня умственного развития первоклассников (Словесные субтесты) // Психолог в школе. 2001. № 1-2. С. 51-62.

Чупров Л.Ф. «Словесные субтесты»: вариант для обследования детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 60-69.

Чупров Л.Ф. Методики исследования вербального развития детей: сравнительный анализ методик Э.Ф. Замбацявичене и «Словесных субтестов» // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 86-109.

Чупров Л.Ф. «Федот, да не тот» или метаморфозы методик Э.Ф.Замбацявичене и «Словесных субтестов» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1-2. С. 42-61.

Чупров Л.Ф., Нарожная Л.Л. К методике «Словесные субтесты». Технология исследования индивидуальной и групповой динамики развития особенностей вербального мышления детей по вариантам методики «Словесные субтесты» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1.2.P; URL: http://www.es.rae.ru/bulletinpp/164-573

Чупров Л., Сабанин П. Словесно-логическое и наглядно-образное мышление у младших школьников (особенности сельских и городских учащихся). LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 (2014-06-12) ISBN-13: 978-3-659-55578-7. 52 с.

Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. 388 с.

Щукин А.С. Библиографический список источников по «Комплексу ПД-триада (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер, 1990)» // Наука. Мысль. 2014. № 7. С. 58-62.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2017 Павел Валерьевич Сабанин