Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities
Аннотация
Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44-66
Аннотация. В статье обсуждаются проблемы и перспективы использования методологии Digital Humanities в историко-психологических исследованиях. Представлены результаты поиска и анализа упоминаний имени Л.С. Выготского в корпусе текстов в системе Google Books на 6 европейских языках (английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский). Выдвигаются гипотезы относительно высокой или низкой частоты упоминаний. Показаны преимущества и недостатки данного метода качественного и количественного анализа и интерпретации текстов в рамках цифровой гуманитаристики.
Ключевые слова: digital humanities, цифровая гуманитаристика, Выготский, анализ текстов, интерпретация, частота упоминаний, Google Books.
Name of L.S. Vygotsky as object of Digital Humanities
Abstract. The paper discusses the problems and prospects use of Digital Humanities methodology in historical-psychological research. It presents the results and analysis of the name references of L.S. Vygotsky in Google Books corpus on 6 European languages (English, Spanish, Italian, German, Russian, French). The authors makes hypotheses on high or low frequency references. The advantages and disadvantages of the method of qualitative and quantitative analysis and interpretation of texts in the framework of the digital humanities are discussed.
Keywords: digital humanities, Vygotsky, text analysis, interpretation, frequency references, Google Books.
Полный текст:
PDFЛитература
20 самых цитируемых и 20 самых свежих научных публикаций про обучающиеся организации // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 1. С. 62-66.
20 самых цитируемых и 20 самых свежих научных публикаций про баланс между работой и личной жизнью // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 2. С. 121-126.
Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / Под ред. проф. Анцупова А.Я. М., 2007. 232 с.
Аршинова В.В., Флорова Н.Б., Никитина С.В. Особенности научных знаний об аддикции // Российский научный журнал. 2012. № 30. С. 104-113.
Батыршина А.Р. Историко-психологические тенденции в исследовании проблемы воли и волевой регуляции // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 3. С. 67-89.
Батыршина А.Р., Мазилов В.А. Наукометрический подход к исследованию проблемы воли в отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 193-204.
Бородкин Л.И. Историк в мире компьютерных технологий: развитие по спирали? // Электронный научно-образовательный журнал История. 2015. № 8 (41). С. 1.
Володин А.Ю. Гуманитарные науки в контексте цифровых вызовов (обзор изданий проекта Мичиганского университета) // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. № 4 (6). С. 99-102.
Вопросы воспитания: Сборник статей / Отв. ред. проф. А. Н. Шемякин. Свердловск, 1967. 100 с.
Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии: Тезисы докладов на конференции молодых ученых. (9-10 окт. 1967 г.) / Акад. пед. наук СССР. Ин-т дошкольного воспитания. Москва, 1968. 97 с.
Вопросы педагогической психологии: (Сборник статей в помощь учителю) / Отв. ред. Т. И. Агафонов. Краснодар, 1967. 57 с.
Выготский Л.С. Аномалии культурного развития ребенка // Вопр. дефектологии. 1929 (на обл. 1930). № 2 (8). С. 106-107
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
Выготский Л.С. Генетические корни мышления и речи // Естествознание и марксизм. 1929. № 1. С. 106-133.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. № 6. С. 62-76.
Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Сов. невропатология, психиатрия, психогигиена. 1932. Т. 1. Вып. 8. С. 352-364
Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924. С. 5-30
Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 24-35.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.
Выготский Л.С. Предмет и методы современной психологии. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1929. 191 с.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное // Элементы общей психологии. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1930. Вып. 4. С. 48-61
Выготский Л.С. Психологическая наука в СССР // Общественные науки в СССР (1917-1927 гг.). М.: Работник просвещения, 1928. С. 25-46.
Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Учпедгиз, 1931. 206 с. Совм. с Б.Е. Варшава
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Выготский Л.С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 487 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
Выготский Л.С. Современная психология и искусство // Сов. искусство. 1927. № 8. С. 5-8
Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М.; Л.: ГИЗ, 1925. Т. 1. С. 175-198
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935.
Данилина В.О. Историко - блиометрический анализ проблемы делинквентного поведения в российской психологии 21 века // Научная инициатива в психологии межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2016. С. 36-40.
Евдокимов В.И., Зотова А.В. Анализ мирового массива диссертаций по клинической (медицинской) психологии (1980-2012 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 85-92.
Зуев К.Б. Основные тенденции изучения семьи в психологии позднесоветского периода (на примере публикаций в «психологическом журнале» с 1980 по 1990 годы) // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 6. С. 58-67.
Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83-91.
Кольцова В.А. Основные тенденции развития российской истории психологии в XX столетии // История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее IV Московские встречи: материалы Международной конференции по истории психологии. Ответственные редакторы А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 77-84
Мирошниченко П.Н. Социально-культурная деятельность как предмет диссертационных педагогических исследований // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 1 (2). С. 85-88.
Можаева Г.В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8-23.
Потемкин С.Б., Хасин Л.А., Хасина П.Л., Щедрина Е.В. Анализ тенденций развития психологии на основе выявления динамики частоты использования психологических терминов // Вопросы психологии. 2015. № 6. С. 95-103.
Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах "Вопросы психологии" и "Психологический журнал" // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 58-67.
Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012. № 1 (1). С. 005-013.
Усанов В. Мониторинг в системе психологических исследований // Развитие личности. 2011. № 4. С. 78-90.
Чекалева Н.В., Макарова Н.С., Дроботенко Ю.Б. Проблематика исследований педагогического образования в публикациях российских ученых XXI века // Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 46-58.
Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 108-116.
Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно-историческая психология» // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106-115.
Ярошевский М. Выготский: в поисках новой психологии //СПб.: Изд-во Между нар. фонда истории науки. – 1993.
A companion to digital humanities / Ed. by S. Schreibman, R. Siemens & J. Unsworth. Blackwell Publishing Ltd., 2004.
Bartschat B. La réception de Humboldt dans la pensée linguistique russe, de Potebnja à Vygotskij //Revue germanique internationale. 2006. № 3. P. 13-23.
Bertau M. C. Pour une notion de forme linguistique comme forme vécue. Une approche avec Jakubinskij, Vološinov et Vygotskij //Langage et pensée: Union Soviétique, années 1920-1930, Patrick Sériot & Janette Friedrich (éds.), Cahiers de l'ILSL. 2008. № 24. P. 5-28.
Canestrari R., Battacchi M. W. Le langage et le comportement chez l’enfant arriéré //Folia Phoniatrica et Logopaedica. 1968. Vol. 20. № 2-3. P. 103-121.
Carugati F., Perret-Clermont A. N. La prospettiva psico-sociale: intersoggettività e contratto didattico // Manuale di psicologia dell'educazione. Il Mulino, 1999. P. 41-66.
Clot Y. Vygotski: au-dela de la psychologie cognitive //Revista da Anpoll. – 2005. Vol. 1. №. 18.
De Mauro T. Scuola e linguaggio: Questioni di educazione linguistic. Rome, 1977
Fijalkow J. (1988). Le déchiffrage source de tous nos maux. Actes de lecture // Association française pour la lecture. № 21. P. 1-4
Gabaude Jean-Marc. Lev Semionovitch Vygotski, Pensée et langage, trad, et avertissement de Françoise Sève, suivi de Commentaire sur les remarques critiques de Vygotski, par Jean Piaget, avant-propos de Lucien Sève, Paris, Messidor/Ed. Sociales, 1986 // Revue Philosophique De La France Et De l'Étranger. 1986. Vol. 176. № 2. P. 261-263
Gold M.K. Debates in the digital humanities. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2012.
Greenfield P. M. The changing psychology of culture from 1800 through 2000 // Psychological science. 2013. Vol. 24. № 9. P. 1722-1731.
Heeffer W.J.M. Vygotskij's objective-analytical method // Communication and cognition. 1986. Vol. 19. № 2. P. 195-206;
La méthode instrumentale en psychologie. // Vygotski aujourd’hui / B. Schneuwly & J.-P. Bronckart (Eds.). Neuchâtel et Paris: Delachaux et Niestlé, 1925. P. 39-47
Laflamme C. Rôle du langage dans le développement du style cognitif // Revue des sciences de l'éducation. 1978. Vol. 4. № 3. P. 403-424.
Lecomte J. Lev Vygotski (1896-1934): pensée et langage // Sciences humaines. 1998. №. 81. P. 18-33.
Lichtner M. Le prime parole. Diario di una bambina. Roma: Meltemi, 1999.
Luria A.R. Vygotski et l’étude des fonctions psychiques supérieures // Recherches Internationales à la Lumière du Marxisme. 1966. № 51. P. 93-103.
Luria A. Vygotski et les fonctions psychiques // Recherches internationales à la lumière du marxisme. 1966. № 51. С. 86-97.
Luriia A.R., Leontiev A.N., Vygotskii L.S. Psicologia y pedagogia. Madrid: Akal D.L., 1986.
Marcelli D. Posizione autistic e nascite della psyche. Roma: Armando, 1991. 144 p.
Mininni G. Fondamenti della significazione. Bari, 1977.
Pearl D. A comparative study by means of the Vigotski blocks of conceptual thinking in individuals with and without brain injury: Thesis (M.A.). University of Chicago: Dept. of Psychology, 1948.
Rigotti E. La linguistica in russia dagli inizi del secolo XIX ad oggi: III. Il ventennio critico della linguistica sovietica // Rivista di Filosofia neo-scolastica. 1972. Vol. 64. № 4. P. 648-671.
Rochex J.Y. Vygotski (Lev Sémionovitch). Pensée et langage // Revue française de pédagogie. 1998. Vol. 122. № 1. P. 188-189.
Scaparro F., Morganti S. Osservazioni su LS Vygotskij et a psicologia del gioco // Eta'Evolutiva. 1981. № 8. P. 81-86.
Talyzina N.F. Manner Of Acquisition of Initial Scientific Concepts // Journal of Russian and East European Psychology. 1962. № 1. P. 39-42.
Titione R. Dallo strutturalismo alla interdisciplinarita. Itinerari psicopedagogici. Roma: Armando, 1991.
Veer R. Cultuur en cognitie: de theorie van Vygotskij: dissertation. Groningen: Wolters-Noordhoff, 1984.
Vygotski L.S. La conscience comme problème de la psychologie du comportement // Conscience, inconscient, émotions. 1925. P. 61-94.
Vygotski L. S. Pensée et langage. Paris: La Dispute, 1934.
Vygotski L.S. Pensée et langage. Paris: Éditions Sociales, Messidor, 1986
Vygotski L. Théorie des émotions. Étude historico-psychologique. Paris : L’Harmattan, 1998.
Vygotskii L.S. Ausgewählte Schriften. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1985.
Vygotskii L.S. El desarrollo de los procesos psicologicos superiores. Barcelona: Critica, 1989.
Vygotskii L.S. Obras escogidas. Madrid: Visor, Ministerio de Educación y Ciencia, 1990.
Vygotskii L S Psicologia del arte. Barcelona: Barral, 1970.
Vygotskii L.S. Thought and language / ed. A. Kozulin. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986.
Vygotskii L.S. Thought in schizophrenia // Archives of Neurology and Psychiatry. 1934. Vol. 31. P. 1063-1077.
Vygotskij L.S. Il problema della periodizzazione dello sviluppo infantile // La psicologia sovietica 1917-1936 / L. Mecacci (ed.). Bologna, Mulino, 1977.
Vygotskij L. Il processo cognitive. Boringhieri Editore, 1987.
Vygotskij L.S. Immaginazione nell'età infantile. Rome, 1970.
Vygotskij L.S. La psicologia dell’arte. Roma: Editori Riuniti, 1972.
Vygotskij L. Psicologia pedagogica - Attenzione, memoria e pensiero. Trento: Erickson, 2006.
Vygotsky, L. Il ruolo del gioco nello sviluppo mentale del bambino // Il gioco. Vol. IV. P. 657-678 / J. Bruner, A. Jolly & K. Sylva (Eds.). Roma: Armando Editore, 1981
Vygotsky L.S. Immaginazione e creativita nell’eta infantile. Roma, 1972.
Vygotsky L.S. Pensiero e linguaggio. Firenze: Giunti, 1954.
Vygotsky, L. S. Psychologie de l’art. Paris: La dispute, 2005.
Weigl E., Bierwisch M., Bensignor C. Neuropsychologie et neurolinguistique thèmes de recherche commune // Langages. 1976. № 44. P. 4-19.
Wood S.B. L.S. Vygotsky's theory of the reader's response to literature as found in The Psychology of Art: a comparison to the aesthetic theories of Kant, Coleridge, Richards, Dewey and Rosenblatt: Dissertation. Rutgers University, 1983.
Wygotski L.S. Denken und Sprechen. Berlin: Akademie, 1934.
Wygotski L.S. Geschichte der höheren psychischen Funktionen. Münster: LIT, 1931.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)