Детская одаренность: ожидания, фантомы, реальность

Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, Нина Сергеевна Лемясова

Аннотация


Детская одаренность: ожидания, фантомы, реальность // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 97-109

Аннотация. В статье рассматривается понятие «одаренность»,  обозначаются ее разновидности, особенности проявления в детском возрасте. Обсуждается вопрос о способах измерения одаренности и степени адекватности критериев ее определения. Осуществляется анализ фантомов одаренности и приводятся примеры их проявления в социальной реальности.

Ключевые слова: одаренность, способности, диагностика, фантомы одаренности.

 

Children's endowments: expectations, phantoms, reality

Abstract. In article the concept «endowments» is considered, its versions, features of manifestation at children's age are designated. The question of ways of measurement of endowments and degree of adequacy of criteria of its definition is discussed. The analysis of phantoms of endowments is carried out and examples of their manifestation in social reality are given.

Keywords: endowments, abilities, diagnostics, endowments phantoms.



Полный текст:

PDF

Литература


Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. 2008. № 2. С.154-168.

Белобрыкина М.А., Белобрыкина О.А. Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму //Филология и культура. 2014. № 1 (35). С. 312-321.

Белобрыкина О.А. Феноменология депривационного развития личности в детском возрасте // Философия образования ХХI века. 2002, № 4. С. 162-168

Белобрыкина О.А. Классы коррекции: проблемы и перспективы // Психология и школа. 2004. № 4. С. 86-96.

Белобрыкина О.А. Феноменология проявления творческой компоненты в научно-исследовательской деятельности школьников // Zbornik radova : Medunarodna konferencija «Uticaj porodice na formiranje kreativne ličnosti», Novi Sad, 25-26, septembar 2015; [urednisi MirjanaMilankov, Julijan Tamaš]. Novi Sad : Filozofski fakultet, 2015 (Novi Sad : Sajnos). S. 118-126.

Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В. Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, И. И.Ильясов, И. В.Калиш, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Панов, В.Д.Ушаков, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич [Электронный ресурс] //Электронная библиотека МГППУ [официальный сайт]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm

Богоявленская Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010. № 3. С. 3-17.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1993. 142 с.

Жафярова М.Н. Мотивационные факторы формирования исследовательских способностей: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2002. 157 с.

Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013. 400 с.

Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1997. 414 с.

Кошенова М.И. К проблеме определения психологического содержания понятия творческого мышления //Взаимодействие репродуктивного и продуктивного типов деятельности: материалы научно-практической конференции / сост. С.А. Аржанова, Н.Д.Жидкова. Куйбышев, 2005. С. 55-60.

Кошенова М.И. Психологическое здоровье школьников в контексте инновационных процессов в образовании //Двигательная активность подрастающего поколения; адаптивная физическая культура (опыт, проблемы, перспективы): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11-12 ноября 2009 г. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. С. 66-69.

Кривцун О.А. Художник и нарциссизм // Aquarun. URL: http://www.aquarun.ru/community/krivtsun/krivtsun5.html

Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: ИЦ «Академия», 1996. 416с.

Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. 128 с.

Николаева Е.И. Открытое письмо О.Н. Смолину, члену Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России // Психологическая газета. URL: http://psy.su/feed/4942/

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие/ Под ред. А.М. Матюшкина. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 190 с.

Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М.: Центральный институт труда, 1924. 28 с

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: PER SE, 2006. 240 с.

Постановление Правительства России «О выявлении одаренных детей» (Проект) // Психологическая газета. URL: http://www.psy.su/feed/4898/

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка и критериев выявления одаренных детей, проявивших склонность к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития» (проект) // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=9696;frame=59

Решетников М.М. Еще раз о талантах и гениях // Психологическая газета. URL: http://psy.su/feed/4926/

Ромен Гари // LiveLib. URL: https://www.livelib.ru/author/16771

Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 440 с.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 9-20.

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 368 с.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. 136 с.

Rensulli J., Reis S., Smith G. Therevolving – door model: a new way of identifsink the gifted. Phi Delta Kannan. 1981, 649 р.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)

Яндекс.Метрика