Гайворовский Александр Александрович: данные биографии #1
Аннотация
Стоюхина Н.Ю. Гайворовский Александр Александрович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 3. С. 15-73
Аннотация. В статье автор рассказывает о судьбе советского психолога, не принадлежавшего к самым известным, Александре Александровиче Гайворовском (1899-1963). Успев активно поработать и педологом, и психотехником в Минске, Краснодаре и Ростове-на-Дону, вторую часть своей жизни он провел в родном городе Самаре (Куйбышеве) на кафедре педагогики. Вместе со своим старшим другом и учителем С.М. Василейским фактически создавший психологию в Беларуси, он забыт современными психологами.
Ключевые слова: Психология, педология, психотехника, СССР, Самарский государственный университет, Инбелкульт, Белорусский государственный университет, Кубанский пединститут, Ростовский пединститут, психотехническая лаборатория, Куйбышевский пединститут, павловская сессия.
Abstract. In the article the author tells about the fate of the Soviet psychologist, who did not belong to the most famous ones, Alexander Alexandrovich Gayvorovsky (1899-1963). Having successfully worked as a pedologist and psychotechnician in Minsk, Krasnodar and Rostov-on-Don, he spent the second part of his life in his native city of Samara (Kuibyshev) at the department of pedagogics. Together with his elder friend and teacher S.M. Vasileysky actually created psychology in Belarus, he is forgotten by modern psychologists.
Keywords: Psychology, Pedology, Psychotechnics, USSR, Samara State University, Inbelcult, Belarusian State University, Kuban Pedagogical Institute, Rostov Pedagogical Institute, Psychotechnical Laboratory, Kuibyshev Pedagogical Institute, “Pavlovian Session”.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Антонюк С. I Всесоюзный съезда по изучению поведения человека // Психотехника и психофизиология труда. 1930. № 2-3. С. 226-231.
Асiповiч М.П. Высшее образование в Белоруссии // Красная молодежь. 1924. № 2. С. 157.
Бебчук Л.С., Гайворовский А.А., Резников М.А. Показания и противопоказания к приему женщин в профессию наждачницы на Ростсельмаше // Труды Азово-Черноморского краевого научно-исследователь-ского института охраны материнства и младенчества. 1934. Вып. 1. С. 12-27
Булгаков В. О высшей школе и о науке // Голос студенчества. 1910. № 7. С. 2-5.
Быков К.М. Развитие идей И.П. Павлова (задачи и перспективы) // К.М. Быков. Избр. произведения. Т. 1. М., 1953. С. 316–364.
Василейский С.М., Гайворовский А.А., Вержболович С.М. Из теории и практики профориентации и профконсультации (для педагогов, педологов, врачей и студентов). Минск, 1929. 138 с.
Винокур Г.О. Биография и культура /Предисловие В.А. Виноградова. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 96 с.
Возвращенные имена: Сотрудники Академии наук Беларуси, пострадавшие в период сталинских репрессий /Сост. и автор предисл. Н.В. Токарев; Под ред. А.С. Махнача. Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. 120 с.
Вольфсон С. Классовая борьба на научном фронте Белоруссии // Фронт науки и техники. 1931. № 1. С. 35-42.
Всесоюзный психотехнический съезд // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 2-3. С. 171-173.
Гайворовский А. Зачарованные тропинки (Эскизы, настроения, фантазии, интуиции, реальности). 1916-1926. Б/м.
Гайворовский А.А., Андреева В.Н. опыт применения целостного эксперимента для исследования технически конструктивного развития школьников (к типологии технически-конструктивного развития) // Труды Северо-Кавказского института организации труда. 1932. С. 67-86.
Горецкий М. Белорусская литература // Октябрь. 1928. № 4. С. 220-225.
Доброхотов С.П. О научно-исследовательской тематике кафедр педагогики педагогических институтов // Советская педагогика. 1944. « 2-3. С. 47-50.
Еремеева А.Н. «Находясь по условиям времени в провинции…»; практики выживания российских ученых в годы Гражданской войны. Краснодар: Платонов И., 2017. 208 с.
Из газет и журналов // Советская психотехника. 1932. № 1-2. С. 139-142.
Ильинский И. Заметки о высшей школе // Новый мир. 1929. № 3. С. 225-232.
Кандыбович Л.А., Стоюхина Н.Ю. Александр Александрович Гайворовский: психолог, педагог, психотехник // Праблемы выхавання. 2009. № 6. С. 27-34.
Кириенко А. Из работ I Педологического съезда // На путях к новой школе. 1928. № 1. С. 22-31.
Колбановский В. О психологическом образовании в СССР // Фронт науки и техники. 1936. № 8. С. 50-55.
Корнилов К.Н. Методика преподавания психологии в педагогических институтах // Педагогическое образование. 1935. № 5. С. 40-53.
Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю. Последняя осень советской психотехники // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 223-236.
Менчинская, Н.А., Соколов М.В., Шемякин Ф. Н. К итогам совещания по вопросам психологии // Советская педагогика. 1952. № 8. С. 88-99.
На совещаниях заведующих кафедрами педагогики и преподавателей психологии в педвузах // Педагогическое образование. 1936. № 5. С. 39-43.
Научная сессия, посвященная проблемам, физиологического учения И.П. Павлова. 28 июня – 4 июля 1950. Стенографический отчет. М.: Изд-во АН СССР, 1950. – 735 с.
Полянский Н.Я. Научные кружки их задачи // Голос студенчества. 1910. № 4. С. 2.
Португалов Ю.В. По поводу полемики проф. Чижа и д-ра Каплана //Вопросы философии и психологии. 1903. № 1. С. 146-155.
Преподавание психолого-педагогических дисциплин на педагогическом факультете БГУ // Асьвета. 1926. № 4. С. 141.
Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования. Документальная летопись к 100-летию со дня основания. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 248 с.
Психоневрологические науки в СССР (Материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека). Отв. ред. А.Б. Залкинд. М.-Л.: Госмедиздат, 1930. 384 с.
Психофизиология труда и психотехника. М.: Госмедиздат, 1929. 250 с.
Рождественский С.И. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. 785 с.
Романов А.А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети ХХ века. М.: Кн.-журн. изд-во «Школа», 1997. 304 с.
Рубинштейн С.Л. Вопросы преподавания психологии в педвузе // Педагогическое образование. 1935. № 4. С. 40-44.
Рыбников Н. Советский школьник по работам секции первого школьного возраста // На путях к новой школе. 1928. № 1. С. 43-49.
Стоюхина Н.Ю. Взаимодействие и противостояние психологии и физиологии в школьных учебниках в СССР в 1950-е гг. // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2. С. 76-86.
Стоюхина Н.Ю. Выдающиеся психологи педагоги в Нижегородском университете: 1918-1921 гг. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2013. 307 с.
Стоюхина Н.Ю. Гуманитарное образование в провинции. Нижегородский университет в первые годы советской власти. Санкт-Петербург: Любавич, 2011. 232 с.
Стоюхина Н.Ю. Проблемы изучения истории «провинциальной психологии» // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 152-157.
Стоюхина Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920-1930-е гг. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 429 с.
Стоюхина Н.Ю. Судьба и научное творчество Серафима Михайловича Василейского // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 2. С. 115-131.
Стоюхина Н.Ю., Кандыбович Л.А. Психотехники Беларуси: имена и судьбы (20-30-е гг. ХХ ст.). Минск: Тесей, 2009. 328 с.
Храмков Л.В. Рождение Самарского государственного университета // http://www.universite.ssau.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=295&Itemid=73
Чуковский К. Бобровка на Саре // Новый мир. 1931. № 2. С. 128-137.
Хроника // Волжская коммуна. 1934. 12 декабря. С. 4.
Хроника. Новый состав Правления Ростовского отделения ВОПиПП // Советская психотехника. 1933. № 3. С. 289.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2017 Наталья Юрьевна Стоюхина