Эмоциональное развитие и становление поведения в детском возрасте: идеи Л.С. Выготского и современная психология

Роман Андреевич Лимонченко, Ольга Альфонсасовна Белобрыкина

Аннотация


Эмоциональное развитие и становление поведения в детском возрасте: идеи Л.С. Выготского и современная психология // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 116-124

Аннотация. В статье рассматривается значение идей Л.С.Выготского для современной психологии развития. Особое внимание уделяется обсуждению вопросов эмоционального развития и становления поведения в детском возрасте. Показана перспективность концептуальных положений ученого в реализации междисциплинарного подхода при разработке вопросов теории и практики превенции девиантных форм развития личности и поведения ребенка.

Ключевые слова: эмоциональное развитие ребенка, переживание,  дошкольный период детства, девиантное поведение, подростковый возраст.

 

Emotional development and formation of behavior at children's age: L.S. Vygotsky's ideas and modern psychology

Abstract. In article value of ideas of L.S. Vygotsky for modern psychology of development is considered. The special attention is paid to discussion of questions of emotional development and formation of behavior at children's age. Prospects of conceptual provisions of the scientist in realization of interdisciplinary approach when developing questions of the theory and practice of prevention of deviant forms of development of the personality and behavior of the child are shown.

Keywords: emotional development of the child, experience, preschool period of the childhood, deviant behavior, teenage age.



Полный текст:

PDF

Литература


Валитова И.Е. Особенности оценки родителями и педагогами уровня развития детей дошкольного возраста //Наука. Мысль. 2016. № 1-2. С.22-30.

Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. 179 с.

Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное //Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии /под ред. А.Р.Лурия, М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 132-148.

Выготский Л.С. Moral insanity // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии /под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 150-152.

Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение //Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т.А.Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 175-180.

Выготский Л.С. Кризис семи лет //Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология /под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 376-385.

Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6: Научное наследство / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 91-318.

Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах (Репринт с издания 1880 г.). М.: Книга по требованию, 2011. 572 с.

Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка //Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1.: Психическое развитие ребенка /под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1986. С. 260-275.

Кошенова М.И. Семейный кризис в современной России как фактор асоциализации личности // Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях: материалы научно-практической конференции /под ред. М. И. Кошеновой, В. М. Физикова. Омск: Наука, 2004. С. 60-66.

Кошенова М.И. О проблеме профилактики социально-психологической дезадаптации современных старшеклассников //Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: сборник научных статей / под ред. Л.Н.Антилоговой, М.А.Ларионовой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. Вып. 3. С. 148-154.

Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, № 6. С. 64-76.

Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Особенности проявления социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015. В 8 т. Т. 4: Психология: сборник научни статии /под ред. А.В.Берлов, Л.Ф.Чупров. Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С.185-193.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования /под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

Фельдштейн Д.И. Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 208 с.

Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности. Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих дисциплину «Психология девиантного и аддиктивного поведения». М.: Изд-во МПСУ, 2016. 300 с.

Belobrykina О.А., Vorobyova P.S. Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) / Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. – Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2015. Рр. 90-99.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)

Яндекс.Метрика