Вопросы психологии воли в рефератах студентов Русского педагогического института им. Коменского в Праге (к вопросу о пражской психологической школе В.В. Зеньковского)
Аннотация
Костригин А.А., Плякин И.А. Вопросы психологии воли в рефератах студентов Русского педагогического института им. Коменского в Праге (к вопросу о пражской психологической школе В.В. Зеньковского) // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 5. С. 82-92.
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы исследования наследия российского психологического зарубежья. Отмечается дискуссионный характер данного понятия, в частности, и по той причине, что на данный момент исследований в данной области проведено недостаточное количество. Авторы статьи вводят в научный оборот новые источники изучения наследия российских психологов-эмигрантов – рефераты студентов Русского педагогического института им. Коменского (РПИ). По мнению авторов, исходя из анализа работ студентов РПИ, являющихся учениками В.В. Зеньковского, можно реконструировать взгляды выдающегося философа и психолога в различных вопросах. Рассматривается реферат по психологии воли одной из студенток (она опирается на работу Н.В. Самсонова «Психология воли» (1922)), сравниваются идеи с современниками учащейся (В.М. Экземплярский, М.Я. Басов). Обосновывается необходимость расширять исследовательское поле проблематики российского психологического зарубежья.
Ключевые слова: российское психологическое зарубежье, эмиграция, русское зарубежье, психологи-эмигранты, Русский педагогический институт им. Коменского, Зеньковский, Самсонов, рефераты, студенты, психология воли, история психологии, научная школа.
Issues of psychology of will in students’essays at Comenius Russian Pedagogical Institute in Prague (to question of V.V. Zenkovsky’s Prague Psychological School)
Abstract. The article discusses the research of the legacy of the Russian abroad psychological community. The discussion character of this concept is noted, in particular, and for the reason that there is not enough research in this area at the moment. The authors turn to the scientific circulation of new sources of study of the heritage of Russian psychologists-emigrants – the essays of students of the Comenius Russian Pedagogical Institute (RPI). In the authors' opinion, the PIR students are disciples of V.V. Zenkovsky and in their work we can reconstruct the views of an outstanding philosopher and psychologist on various issues. One student’s essay on the psychology of will is considered and analyzed (she used a book of N.V. Samsonov “Psychology of will” (1922)), the ideas are compared with the contemporaries of the student (V.M. Exemplyarsky, M.Ya. Basov). The necessity to expand the research field of the problems of the Russian abroad psychological community is substantiated.
Keywords: Russian abroad psychological community, emigration, Russian abroad community, emigrant psychologists, Comenius Russian Pedagogical Institute, Zenkovsky, Samsonov, essays, students, psychology of will, history of psychology, scientific school
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Басов М.Я. Общие основы педологии. М.-Л., 1928
Батыршина А.Р. Психология воли и волевой регуляции: библиографический указатель литературы. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 720 с.
Борисов В.П. Истоки и формирование российского научного зарубежья // Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940: В 2 кн. Кн. 2 / Под общ. ред. Е. П. Челышева, Д. М. Шаховского. М. : Специализир. изд.-торг. предприятие «Наследие», 1994. С. 284-291.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р5773. Оп. 1. Д. 1.
ГАРФ. Ф. Р5773. Оп. 1. Д. 71.
ГАРФ. Ф. Р5773. Оп. 1. Д. 77
Костригин А.А. Педагогическая деятельность психологов-эмигрантов в Русском народном университете в Праге в первый год его работы (1923-1924) // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 227-240.
Костригин А.А. Психолого-педагогическая и педологическая школа В.В.Зеньковского в Праге (на примере рефератов студентов Русского педагогического института им. Коменского) // Перспективы психологической науки и практики сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 71-74.
Костригин А.А. Студенческая научная деятельность в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге: работы по борьбе и коррекции детской преступности в Советской России // Наука. Мысль. № 3-1. С. 63-70.
Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю. Умозрительная и интроспективная психология в России в XIX – начале XX вв.: определение понятий, границы направлений // Психология и Психотехника. 2016. № 9. С. 755-765.
Масоликова Н.Ю. К истории российского педагогического зарубежья в Великобритании: Николай Адольфович Ганс (1888–1969) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2016. Т. 6. С. 153-164.
Российское научное зарубежье: Материалы для биобиблиографического словаря. Вып. 2: Психологические науки: XIX -первая половина XX в. / Авт.-сост. Н.Ю. Масоликова, М.Ю. Сорокина. М.: Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына, 2010. 124 с.
Сорокина М.Ю. Российское научное зарубежье versus русская научная эмиграция: к определению объема и содержания понятия «Российское научное зарубежье» // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. М., 2010. С. 75-94.
Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии работ #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.
Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.
Шпет Г.Г. Отзыв о работе Н.В. Самсонова «История эстетических учений». Т. I // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 3. С. 50-64.
Щедрина Т.Г. Николай Васильевич Самсонов и Густав Густавович Шпет (реконструкция архива эпохи) // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 3. С. 39-48.
Экземплярский В.М. Воспитание воли (Биологические основы психотехники характера). М., 1929.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2018 Артем Андреевич Костригин, Илья Антонович Плякин