К вопросу о российской экспериментальной психологии в первые годы ХХ в.
Аннотация
Стоюхина Н.Ю. К вопросу о российской экспериментальной психологии в первые годы ХХ в. // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 287-306
Аннотация. В статье рассматривается фрагмент истории развития экспериментальной психологии в дореволюционной России. Начавшись с экспериментальных лабораторий при университетах в Казани, С.-Петербурге. Москве, Киеве, Харькове, Новороссийске, недостаток экспериментально-психологической деятельности стал обсуждаться на историко-филологических факультетах университетах теми преподавателями и студентами, кто жаждал глубже изучать психологию. После введения уроков психологии в гимназии стали образовываться экспериментальные лаборатории, изучавшие психическую деятельность ребенка.
Ключевые слова: Экспериментальная психология, лаборатории эксперимен-тальной психологии, Г.И. Челпанов, психологический институт, В.М. Бехтерев, Психоневрологический институт.
To question on Russian experimental psychology during early XX century
Abstract. The article discusses the fragment of history of development of experimental psychology in pre-revolutionary Russia. Having begun with experimental laboratories at universities in Kazan, Saint-Petersburg, Moscow, Kiev, Kharkiv, Novorossiysk, the lack of experimental-psychological activity was under the discussion on historical-philological faculties of universities those lecturer and students who wanted to study psychology. After introducing the psychology lessons at gymnasiums the experimental laboratories studied psychical activity of children are appeared
Keywords: experimental psychology, experimental psychology laboratory, G.I. Chelpanov, psychological institute, V.M. Bekhterev, Psychoneurological institute.
Полный текст:
PDFЛитература
А.Ш. Институт детской психологии и неврологии в Москве // Психология и дети. 1917. № 1. С. 72-74.
З-ский В.В. О постановке преподавания философский пропедевтики в средней школе. Доклад Г.И. Челпанова // Педагогическая мысль. 1904. Вып. II. С. 202-216.
Заявление, внесенное группой студентов в Совет профессоров С-Петербургского университета // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн. III. С. 381-390.
И.Т. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Императорском московском университете // Психология и дети. 1917. № 1. С. 70-72.
Кареев Н.И. О значении психологии для общественных наук // Журнал психологии, криминальной антропологии и педологии. 1912. № 1 (9). С. 78-88.
Каэлас Ал. Психологическая лаборатория Московского Педагогического Собрания // Психология и дети. 1917. № 5. С. 61-64.
Кудрявцев П. К вопросу о введении в гимназиях пропедевтического курса философии // Труды Киевской духовной академии. 1905. – Т. 1. С. 133-148.
Нечаев А.П. К вопросу о преподавании психологии в средней школе (По поводу доклада Г.И. Челпанова) // Книжки педагогической психологии /под ред. А.П. Нечаева. СПб., Кн. 2. 1905.
Петроградский Педологический Институт // Психология и дети. 1917. № 2. С. 60-65.
Прашкевич Г. Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна. – Новосибирск: Издательство «Свиньин и сыновья», 2007. – 600 с.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 576 с.
Росинский В. Психология в России // Вестник знания. 1908. № 4. № 5. С. 562-566.
Рыбников Н.А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе) // Советская педагогика. 1943. № 4. С. 42-49.
Стоюхина Н.Ю. Дифференциация психологического знания в высших учебных заведениях России начала ХХ века // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 32-35.
Стоюхина Н.Ю. Жизнь и научное творчество С.М. Василейского. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 156 с.
Стоюхина Н.Ю. Подготовка учителей психологии: исторический и современный контекст // Высшее образование сегодня. 2007. № 9. С. 53-55.
Стоюхина Н.Ю., Кандыбович Л.А. Психотехники Беларуси: имена и судьбы 920-30-е гг. ХХ ст.). Минск: Тесей, 2009. 328 с.
Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина ХIХ в.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 658 с.
Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в ХIХ-начале ХХ в. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 676 с.
Ткачук М.Л. З iсторiï университетскоï философииЇ в Києвi: психологiчна семинаршя Г.I. Челпанова // Наукові записки. Том 20, Спеціальний випуск: у двох частинах. Частина 1 / Національний університет «Києво-Могилянська академія». Киiв: КМ «Academia», 2002. 277 с. С. 82-87.
Ткачук М.Л. Як вивчали iсторiю фiлософiï в Унiверситете Св. Володимира // Магистерiум. 2006. Вып. 13. С. 65-74.
Філософська освіта в Україн і: історія і сучасність: Колективна монографія / за ред. М.Л. Ткачук. К.: ТОВ «Аграр Медіа Груп», 2011. 419 с.
Фребелевское Общество в Киеве // Психология и дети. 1917. № 5. С. 59-61.
Челпанов Г.И. О положении психологии в русских университетах // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. IV. С. 211-223.
Чернов А.П. Первый русский институт экспериментальной психологии (люди, факты, события) // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 2. С. 117- 127.
Школа и жизнь // Христианское чтение. 1897. № 3. С. 481-499.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2016 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)