О духовно-нравственных проблемах психологического знания

Мариям Равильевна Арпентьева

Аннотация


Арпентьева М.Р. О духовно-нравственных проблемах психологического знания // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 341-352

 

Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения личностного вклада современного психолога как ученого в развитие и трансформацию науки, ее эпистемологии, методологии, теоретических и эмпирических аспектов исследования, а также представления результатов своих исследований и их апробации и внедрения в повседневную жизнь сообщества, роли духовно-нравственных ценностей исследователя в его творчестве (его причинах, мотивах и следствиях, результатах, его направленности и масштабах). Цель исследования – анализ роли ценностно-смысловой позиции психолога как ученого в формировании и развитии его научного творчества, развитии понимания им себя и мира. Духовно-нравственная культура исследователя определяет его включенность в жизнь человеческого сообщества, выраженность стремления к поиску «истин» бытия – ответов на важные для человечества вопросы, направленность и масштаб научного творчества, в том числе, готовность и способность выходить за рамки достигнутого предшествующими исследователями - готовность и способность трансценденции. Основной вывод связан с необходимостью не только образовательной, но и воспитательной подготовки молодых ученых к научному творчеству, к пониманию взаимосвязи духовно-нравственных ориентиров личности и ее научной продуктивности.

Ключевые слова: история психологии, ценности; мораль, человек; науки, парадигма, стиль; трансгрессия, трансценденция.

 

On moral and spiritual issues psychological knowledge

Abstract. Relevance of research is connected with necessity of studying the personal contribution for modern psychologist as a scientist in the development and transformation of science, its epistemology, methodology, theoretical and empirical aspects of the study and presenting the results of their research, and their approbation and introduction into the everyday life of the community, the role of spiritual and moral values of the researcher in his work (its causes, motives and consequences, results, its orientation and scale). The purpose of the study – an analysis of the role of axiological positions of the psychologist as a scientist in the formation and development of his scientific creativity to the development of understanding themselves and the world. Spiritually-moral culture of the researcher determines its inclusion in the human community, manifestation of the desire to seek out the "truths" of life – answers to important human questions, focus and scope of scientific creativity, including the willingness and ability to go beyond made by previous researchers - the willingness and ability of transcendence. The main conclusion is the need not only educational, but also educational training of young scientists in scientific work, to understand the interrelatedness of spiritual and moral values of personality and its scientific productivity.

Keywords: history of psychology, value; moral, person; science, paradigm, style; transgression, transcendention.




Полный текст:

PDF

Литература


Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989, № 2.С.30-37.

Агацци Э. Этика и наука //Философско-социологическая мысль. 1991. № 9. С. 63.

Арпентьева М.Р. Научные школы в истории научного творчества // Научные коммуникации. Научная этика. Инженерная этика. Материалы Первой региональной научной конф. «Scientific communications 2015». 29 30 сентября 2015 г., Омск. Омск: ОмГТУ, 2015. 113с. С. 3-10.

Бандурина И.А. Этос науки и этика ученого // Высшее образование в России. 2010. №5 С.161-164.

Белл Д., Ли Ч. Сострадательная меритократия // День. 2013. №186. С.4.

Бжезинский Зб. Выбор. М.: Наука, 2010. С. 127.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 204 с.

Виноградова Т.В. Этические проблемы творчества ученого: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1993. 48 с.

Грезнева О.Ю. Научные школы. М.: РАН, 2003. 69с.

Гротендик А. Урожаи и посевы. Ижевск: РХД, 2001. 288 с.

Де Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.

Кочергин А.Н. Научное творчество как объект исследования // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. №142 С.47-55.

Кочергин А.Н. Научное творчество: проблемы социальной ответственности и стимулированияя // Научный вестник МГТУ ГА. 2010. №155 С.41-48.

Кулешова И.И. О новом понятийном аппарате философии творчества // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2012. №2. С. 8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-novom-ponyatiynom-apparate-filosofii-tvorchestva

Лазар М.Г. Этика науки. Философско-социологические аспекты соотношения науки и морали / Под ред. И.А. Майзеля. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1985. 128 с.

Лебедев С.А. Философия науки. М.: Академ. проект, 2004. 320с.

Логинова Н. А. Феномен ученичества // Психол. журнал. 2000. № 5. Т. 21. С. 106–111.

Лук А. Н. Плутовство в науке и облик ученого // Вестник АН СССР. - 1980. - № 1. С. 132-136.

Мирская Е.З. Р.Мертон и его концепция социология науки // Современная западная социология науки / Под ред. В.Ж.Келле, Е.З.Мирской. М. : Наука, 1988. С. 42–60.

Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений (1871 - 1872) // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: Сборник. Мн.: ООО "Попурри", 2000. 628 с.

Петровский В.А. Предмет консультативной психологии: пред-«меты» // Консультативная психология и психотерапия. 2010. – №2 (65). С. 8-24.

Пико делла Мирандола Дж.. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Дж. Бенивьени // Эстетика Ренессанса. М.: Искусство Год: 1981 .Т.1., 639с. С. 248–305.

Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344с.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 606 с.

Русская философия: Энциклопедия // Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М.: Книжний Клуб Книговек, 2014. 832 с. С. 578.

Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г. и др. Научная школа как структурная единица. М.: ЦЭМИ РАН, 2011. 72-73.

Хамидов А. А. Свобода научного творчества и ответственность ученого / Под общ. ред. З. К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. 308 с

Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, др.. М.: Наука,1977. 523с.

Янг М. Возвышение меритократии // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.. М.: Прогресс, 1991. Р.317-347.

Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С. Р. Микулинского и др.. М., 1977. С. 86.

Arendt H. The crisis of education // Arendt H., KohnJ. Between Past and Future. N.-Y.: Penguin Classics, 1961, 2006. Р.190-195.

Haraway D. Situated Knowledges // Simians, Cyborgs and Women / Ed. by D.J. Haraway. N.-Y., L.: Routledge, 1991. 312р. P. 183-201.

Hayes C. Twilight of the elites. N.-Y.: Crown Publishing, 2012.

Hayles N.K. My Mother was a computer. Chicago: UCP, 2005. 288р.

Krstic K. M. Marulic – The Author of the Term «Psychology» // Acta Instituti Psychologici Universitatis Zagrabiensis. 1964. Vol. 36. № 7. P. 13-20.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)

Яндекс.Метрика