Проектирование психолого-педагогической программы гендерной социализации дошкольников в условиях ДОУ

Светлана Владимировна Бондаренко, Мария Николаевна Родштейн

Аннотация


Бондаренко С.В., Родштейн М.Н. Проектирование психолого-педагогической программы гендерной социализации дошкольников в условиях ДОУ // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 365-374

Аннотация. В статье описывается актуальная проблема: гендерная социализация детей  дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Многие исследователи показали актуальность проблемы гендерной идентификации в условиях кризиса семьи в России.

Предметом обсуждения является осознание необходимости введения специализированных программ по гендерной социализации дошкольников. В статье анализируются основные подходы к реализации человеческого потенциала вне зависимости от принадлежности к полу. Раскрыта сущность концепций гендерной идентичности, предложенных различными авторами. Сформулированы основополагающие принципы гендерного воспитания, которые определяют совокупность содержания и требований к организации образовательного процесса. Авторами показана необходимость смены образовательной методологии, направленной на развитие здоровой личности, необходимость изменения целей и задач дошкольного воспитания дошкольников, в соответствии с особенностями, присущими их полу. В статье рассмотрены различные методы и условия, способствующие успешной гендерной социализации, а следовательно, и к формированию адекватной гендерной идентичности у детей  дошкольного возраста. Анализ существующего положения позволил выявить приоритетные направления в подборе диагностических инстументов, способствующих выявлению степени сформированности гендерной идентичности детей дошкольного возраста, а так же выбору методик для успешной работы участников психолого-педагогического процесса по заданной проблеме исследования. Автор показал необходимость подготовки специалистов, которые работают с детьми в ДОУ, в вопросах гендерного воспитания мальчиков и девочек.

Ключевые слова: психолого-педагогическая программа, личность, пол, гендер, гендерная социализация, гендерная идентичность, воспитание.

Design of psychological and educational program of gender socialization of preschool children in the conditions of preschool educational institutions

Abstract. The article describes the actual problem: gender socialization of preschool children in the conditions of preschool educational institution. Many researchers have shown the relevance of the problem of gender identity in family crisis in Russia.

This study examines the need for a specialized gender socialization of preschool programs. The article analyzes basic approaches to the realization of human potential, regardless of the gender. This work describes the gender identity concepts which were proposed by various authors. The writing establishes the fundamentals of gender education which in turn define the requirements for the organization of educational process. The authors demonstrated the need of change of educational methodology, aimed at the development of a healthy personality and necessity of change of the goals and objectives of preschool education of preschool children, in accordance with the features pertaining to their sex. The article discusses different methods and conditions that contribute to the success of gender socialization, and, consequently, to the formation of an adequate gender identity in preschool children. The situation analysis revealed the priorities of diagnostic tools selection which help to identify the extent of gender identity formation in children of preschool age, as well as the techniques for successful participation in psychology-pedagogical process on a given problem. The author has shown the need in training for professionals who work with preschool children, in matters of gender education for boys and girls.

Keywords: psycho-educational program, personality, sex, gender, gender socialization, gender identity, upbringing.

 



Полный текст:

PDF

Литература


Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии, 1987. № 5. С. 70-78.

Абубакирова Н.И. Что такое «гендер»//Общественные науки и совместимость. 1996. № 6. С.123-125.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2, Изд2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. 24 с

Воронцов Д.В. Современные подходы к понятию «гендер» в социальной психологии. Вестник ОГУ, №8, 2002

Глафирова А.Д. К вопросу гендера в ДОУ. М., 2011.

Подольская О.А., Клокова А.В. Особенности социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3059

Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.

Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001. М.: МЦГИ, 2000.

Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Вып. 1. Спб, 1997. С. 94-124.

Фаррел С, Лорбер Д. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 187-192.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 История российской психологии в лицах: Дайджест - ISSN 2415-7953 (РИНЦ)

Яндекс.Метрика