Путь служения науке В.И. Лубовского
Аннотация
Завоеванная Н.С., Чупров Л.Ф. Путь служения науке В.И. Лубовского // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 6. С. 69-85.
Аннотация. В статье описан путь академика В.И. Лубовского в науке. В частности, его вклад в исследование вопросов специальной педагогики и специальной психологии, основные вехи развития отечественной дефектологии. Проанализирован его вклад в психологию и организацию специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Авторы подчеркивают, что это только первое приближение к проблеме анализа научного наследия ученого, изучение которого необходимо еще сделать.
Ключевые слова: В.И. Лубовский, дефектология, специальная педагогика, специальная психология, история психологии, дети с нарушениями развития, путь ученого
V.I. Lubovsky’s service path for science
Abstract. The article describes an academician V.I. Lubovsky’s path in science. In particular, his contribution to the study of special pedagogics and special psychology, milestones in the development of Russian defectology. The aurthors analyze his contributions to psychology and the organization of specialized care for children with special educational needs. The authors emphasize that this is only a first approximation to the problem of analysis of the scientific heritage of the scientist, the study of which is to be done.
Keywords: V.I. Lubovsky, defectology, special pedagogics, special psychology, history of psychology, children with disabilities, scientist
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бейн Э.С., Власова Т.А., Левина Р.Е., Лубовский В.И. А.Р. Лурия и дефектология. URL: http://museum.ikprao.ru/peoples/lurija-aleksandr-romanovich
Бейн Э.С., Власова Т.А., Левина Р.К., Морозова Н.Г., Шиф З.И. Послесловие // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 60ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 333-343.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Основы дефектологии. Для специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / Ответственный редактор И.Д. Карцева. М.: Министерство просвещения СССР, 1982. 7 с.
Гуревич К.М., Лубовский В.И. Предисловие редакторов перевода // Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./ Под ред. К.М. Гуревича, В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1983. С. 5-14.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
Журавлева М.В., Лубовский В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. 2009. С. 13-14.
Лубовский В.И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Ответственный редактор действительный член АПН РСФСР проф. А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 129-196.
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15-19.
Лубовский В., Шиф Ж., Петрова В., Певзнер М. Специальная психология на IV Всесоюзном съезде психологов // Дефектология. 1972. № 3. С. 92.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. 224 с.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с.
Лубовский В.И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. №3. С. 3-7.
Лубовский В.И. Актуальные вопросы теории и практики психодиагностики развития // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей. М.: ООО «Издательство "Спутник+"», 2010. С. 5-10.
Лубовский В.И. Особые образовательные потребности как условие успешного развития детей с ограниченными возможностями // Вестник образования и науки. 2011. №1. С. 47-52.
Лубовский В.И. Методологические вопросы диагностики нарушений психического развития // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвузовский сборник научных статей. М., 2011. С. 4-7.
Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города Сборник статей. Москва, 2011. С. 5-7.
Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/Lubovskiy.phtml
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности нарушенного развития: разнообразие проявлений и динамика // В сборнике: Современные методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия Межвузовский сборник статей. Департамент образования города Москвы, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, 2012. С. 1-6.
Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml
Лубовский В.И. Методологические проблемы специальной психологии // В книге: Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография / Под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. М., 2013. С. 9-36.
Лубовский В.И. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: достоинства и недостатки // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара / Составители: Н. М. Назарова, О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, Н. Ш. Тюрина. М.: МГПУ, 2015. С. 5–13.
Лубовский В.И. В плену терминологических заблуждений // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 3 (69). С. 3-7.
Лубовский В.И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4. С. 77-87.
Лубовский В.И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4. С. 5-11.
Лубовский В.И., Басилова Т.А. О перспективах специальной психологии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 51-54.
Лубовский В.И., Валявко С.М. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов // Системная психология и социология. 2015. № 3 (15). С. 38-43.
Лубовский В.И., Валявко С.М. О психодиагностическом значении тестовой инструкции // Специальное образование. 2016. № 2. С. 65-76.
Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы специальной психологии и специальной педагогики // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 51-54.
Лубовский В.И., Журавлева М.В.Проблема изучения индивидуально-типологических особенностей у подростков с нарушениями зрения // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья межвузовский сборник научных статей. М., 2011. С. 75-82.
Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 50–60.
Лубовский В.И., Переслени Л.И., Семаго М.М. О публикациях психодиагностических материалов // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 133-13. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971133.htm
Лучков В.В. Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии / В.В. Лучков, М.С. Певзнер // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 4. С. 60-70.
Основы обучения и воспитания аномальных детей / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. М.: Просвещение, 1965. 343 с.
Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов основного клинического варианта // Тезисы докладов третьей научной сессии по вопросам дефектологии. 22-25 марта 1960 г. /Ред. Н.Г. Морозова и В.И. Лубовский. М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. С. 159-160.
Певзнер М.С., Лубовский В.И. К вопросу об этиологии олигофрении. // Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. 26-29 марта 1962 г. / Ред. В.И. Лубовский. М.: Из-во АПН РСФСР, 1962. С. 211-212.
Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 229 с.
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 784 с.
Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
Чупров Л.Ф. Проблема неуспеваемости младших школьников в трудах В.А. Сухомлинского // Творческое использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в процессе перестройки общеобразовательной, профессионально-технической, средней специальной и высшей школы. Чебоксары, 1988. С. 45-48.
Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.
Юбилей // Специальное образование. 2013. № 3. С. 6-7.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2017 Наталья Сергеевна Завоеванная, Леонид Федорович Чупров