Теория методологического кризиса в психологии и современность
Аннотация
Сусоколова И.А. Теория методологического кризиса в психологии и современность // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 73-80
Аннотация. В разработанной Л.С. Выготским теории методологического кризиса в психологии, указаны пути (прямой и обратный) продвижения к высшей форме психики (творчество, гениальность, креативность) и обозначены различия исследовательских средств эмпирического и теоретического подходов. В статье обсуждается современное воплощение идей Выготского. В эмпирическом подходе, вынужденно заимствующем понятия и методы из других областей знаний, невозможно выявление специфики высшей формы психики. Теоретический подход, создающий собственно психологический понятийный аппарат и специфические методы, дает научное объяснение (выявляет сущность и раскрывает механизм) высшей формы.
Ключевые слова: Теория методологического кризиса в психологии, высшая форма психики, творчество, креативность, эмпирический подход, теоретический подход
The theory of methodological crisis in psychology: a modern view
Abstract. In his theory of a methodological crisis in psychology, L.S. Vygotsky pointed out ways of progress towards understanding the highest form of the psyche and marked the differences in the investigative means of the empirical and theoretical approaches. Contemporary realizations of Vygotsky’s concepts are discussed. Within the empirical approach, one is forced to borrow concepts and methods from various fields of knowledge; this makes it impossible to reveal the essence of creativity. A theoretical approach introduces a conceptual psychological apparatus and a specific method for diagnosing creativity. This reveals the essence and discloses the mechanism of the highest form of the psyche.
Keywords: theory of methodological crisis in psychology, the highest form of the psyche, geniality, creativity, empirical approach, theoretical approach.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. №1. С. 144-146.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский дом Федоров, 2009.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. С. 111-127.
Хант М. История психологии. М.: АСТ, 2009.
Eysenck H. J. The structure and measurement of intelligence. Berlin, Heidelberg, NY.: Springer-Verlag, 1979.
Galton F. Hereditary genius: an inquiry into its laws and consequences. NY.: Horizon Press, 1952.
Guilford J.P. The nature of human intelligence. NY.: McGraw-Hill Book Company, 1967.
Horn J.L., Knapp J.R. On the subjective character of the empirical base of Guilford’s SOI model // Psychological Bulletin. 1973. Vol 80. P. 33-43.
Nicholls J.G. Creativity in the person who will never produce anything original and useful: the concept of creativity as a normal distributed trait // American psychologist. August, 1972. Vol. 27. P. 717-727.
Terman L.M., Oden M.H. The gifted child grows up. Stanford, 1947.
Thorndike E.L., Bregman E., Cobb M., Woodyard E. The Measurement of Intelligence. NY.: ARNO PRESS, A New York Times Company, 1973.
White W.F. Divergent thinking vs. convergent thinking a GT anomaly // Education. 1990. Vol. 111 (2). Р. 208-213.
Yamamoto K.A. Validation of tests of creative thinking: a review of some studies // Exceptional children. 1965. Vol. 31. P. 281-290.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2018 Ирина Александровна Сусоколова