Психология в послевоенной советской школе: забота партии о детях

Наталья Юрьевна Стоюхина

Аннотация


Стоюхина Н.Ю. Психология в послевоенной советской школе: забота партии о детях // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 3. С. 49-69.

Аннотация. Автор вспоминает о таком явлении в советской школе и психологической науке, как введение уроков психологии в среднюю школу после Великой отечественной войны. Причин для этого исследователи называют несколько: рост статуса психологии в обществе, вызванный войной; еще до войны было решено ввести единое философское образование и по поручению ЦК ВКП(б) Институт философии получил подготовить соответствующие учебники для школ; к началу 1950-х гг. завершилось окончательное формирование советской школы как «сталинской гимназии». Автор считает, что психология как учебный предмет в школе выполняла идеологическую функцию.

Ключевые слова: Великая отечественная война, уроки психологии в школе, Постановление ЦК ВКП(б).

 

Psychology lessons in Soviet schools after the war: the party’s concern for children

Abstract. The author recalls such a phenomenon in the Soviet school and psychological science as the introduction of psychology lessons in secondary education after the Great Patriotic War. Researchers write about several reasons: the growth of the status of psychology in society, caused by the war; before the war, it was decided to introduce philosophical education, and on behalf of the Central Committee of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks the Institute of Philosophy was ordered to prepare appropriate textbooks for schools; by the early 1950s the final formation of the Soviet school as «Stalin’s gymnasium» was completed. The author believes that psychology as an academic subject at school performed an ideological function.

Keywords: The Great Patriotic war, lessons of psychology in the school, the Resolution of the Central Committee of the Communist party.



Ключевые слова


Великая отечественная война; уроки психологии в школе; Постановление ЦК ВКП(б)

Полный текст:

PDF

Литература


Ананьев Б.Г. О воспитательных задачах преподавания психологии / В помощь преподавателю психологии в средней школе. Сборник методических материалов. Под ред. члена-корр. АПН проф. Б.Г. Ананьева. Л., 1948. 108 с. С. 3-10.

Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб.: СПбГУ, Скифия-принт, 2015. 396 с.

Баберовски Й. Выжженная земля: Сталинское царство насилия. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 487 с.

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Советское философское сообщество в 40-е гг. // Философия не кончается. Из истории отечественной философии: XX век, 20-50-е гг. М.: РОССПЭН, 1998. 719 с.

Бирюков Б.Б. Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные и первые послевоенные годы. М.: Ком Книга, 2006. 160 с.

Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 336 с.

Георгиев Ф.И. О взаимоотношении логики и психологии // Советская педагогика. 1942. № 11-12. С. 37-41.

Дети эмиграции: Воспоминания. Сборник статей / под ред. проф. В.В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. 256 с.

Каничева Р.А., Ярмоленко А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 3-7.

Кобзарь В.И. Очерк истории логики в России // Логика. Библиографический справочник (Россия-СССР-Россия). СПб.: Наука, 2001. 488 с. С. 10-13.

Колбановский В. Об изучении психологии и логики // Народное образование. 1947. № 3. С. 21-30.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М.: Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН, 2006.

Корнилов К.Н. О преподавании психологии в средней школе // Советская педагогика. 1943. № 8-9. С. 17-19.

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколов Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.

Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Издательство Московского университета, 2001. 240 с.

Майофис М. Предвестия «оттепели» в советской школьной политике позднесталинского времени / Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е): Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 720 с. С. 35-106.

Нечаев А. Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений. СПб., 1911. 72 с.

Носкова О.Г. История психологии труда в России. (1917-1957). Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Климова. М.: Изд. Моск ун-та, 1997. 334 с.

Носкова О.Г. Психология труда. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 384 с.

О преподавании психологии в средней школе: методическое письмо МП РСФСР. М: Учпедгиз, 1949. 63 с.

Померанц Г.С. Записки гадкого утенка. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 464 с.

Рамуль К.А. О преподавании психологии в средней школе // Советская педагогика. 1941. № 4. С. 100-104.

Рыбников Н.А. Преподавание психологии в средней школе // Советская педагогика. 1940. № 8. С. 91-99.

Самарин Ю.А. О задачах и методике преподавания психологии / В помощь преподавателю психологии в средней школе. Сборник методических материалов. Под ред. члена-корр. АПН проф. Б.Г. Ананьева. Л., 1948. 108 с. С. 11-38.

Склярова Е.К., Камалова О.Н., Гутиева М.А., Карташев А.В. Вузы Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны / Под ред. Е.В. Харламова, Л.В. Жарова. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2016. 122 с.

Снайдер Т. Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным. К.: Дуліби, 2015. 584 с.

Стоюхина Н.Ю. Б.Г. Ананьев о месте и значении психологии как учебного предмета в школе / Ананьевские чтения – 2007: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 358-359.

Стоюхина Н.Ю. Возвращение психологии в отечественную школу (40-50-е гг. ХХ ст.): историко-психологический контекст // Психология и школа. 2009. № 4. С. 84-90.

Стоюхина Н.Ю. Из истории преподавания психологии в советской школе: уроки психологии как элемент гражданской идентичности школьников в СССР // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М.В. Новикова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. 200 с.

Стоюхина Н.Ю. К 60-летию выхода статьи Б.Г. Ананьева «о воспитательных задачах преподавания психологии» / Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 603 с. С. 98-103.

Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. – 184 с.

Стоюхина Н.Ю. О причинах возобновления уроков психологии после Великой Отечественной войны: история и предположения // Вестник Университета Российской Академии образования. 2008. № 3. С. 129-132.

Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность. Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. 306 с.

Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в школе: Россия, ХХ век. Хрестоматия. Нижний Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2004. 314 с.

Стоюхина Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920-1930-е гг. монография. Ярославль: РИО: ЯГПУ, 2016. 429 с.

Стоюхина Н.Ю. Психотехники в 1936 г.: новые факты // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. М.: АСОУ, 2018. 955 с. С. 525-536.

Стоюхина Н.Ю., Вакуленко Р.Я., Проскуликова Л.Н. Психология в послевоенной школе в СССР как элемент гражданской идентичности учащихся // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. С. 1-15.

Ярошевский М.Г. Психология и логика в средней школе // Народное образование. 1949. № 5. С. 8-14.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2019 Наталья Юрьевна Стоюхина

Яндекс.Метрика