О традициях и новациях в преподавании русского языка и культуры речи в национальном вузе

М. Д. Ваджибов

Аннотация


В статье рассматривается вопрос о традициях и новациях, а также о перспективах в преподавании русского языка и культуры речи в национальном вузе. В качестве примера взят Дагестанский государственный университет. Акцент сделан на изучении указанного курса бакалаврами-гуманитариями. В списке традиционных заданий даны такие виды работ, как лекция преподавателя, диктант, фронтальный и индивидуальный опросы, письменные задания и прочие упражнения, которые используются при обучении бакалавров и по другим дисциплинам. К новациям относятся сетевое тестирование, вебинар, круглый стол, лекция с использованием современных информационных технологий, мини-лекции самих студентов, вопросы по риторике, некоторые самостоятельные задания. Актуальными в статье являются критические вопросы, которые скорее всего носят рекомендательный характер или нами считаются риторическими обращениями и вопросами.

Полный текст:

PDF

Литература


Аннушкин В.И. Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. – М.: Русская школа, 2010.

Ваджибов М.Д., Магомедова Т.И. Акцентологические задания по русскому языку и культуре речи для дагестанской студенческой аудитории // Наука. Мысль. 2015. №12.

Ваджибов М.Д. Об использовании некоторых упражнений по акцентологическим нормам русского языка для выработки риторической грамотности бакалавров // Современные тенденции языка и литературы. Материалы научно-практической конференции. – Нукус: Издательство «Каракалпакстан», 2015.

Ваджибов М.Д. О риторических тренингах для дагестанских бакалавров // Наука. Мысль. 2016. № 6-1.

Ваджибов М.Д. О риторическом портфолио дагестанского студента // Наука. Мысль. 2015. № 11.

Ваджибов М.Д. Орфоэпический, лексический и грамматический минимумы. Краткий словарь по русскому языку и культуре речи для студентов первых курсов социального факультета и факультета психологии. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006.

Ваджибов М.Д. По поводу нарушений некоторых акцентологических норм русского языка // Наука. Мысль. 2016. № 6-1.

Ваджибов М.Д. Риторический конкурс как форма обучения бакалавров русскому языку в условиях дагестанского полиязычия // Наука. Мысль. 2016. № 6-1.

Ваджибов М.Д. Русский язык и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Махачкала, 2015.

Ваджибов М.Д. Традиционное и новое в преподавании русского языка и культуры речи бакалаврам в дагестанской поликультурной аудитории // Культурно-образовательное пространство: новые задачи – новые решения: материалы II Всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции. - Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра. 2015.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. 18-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2014.

Культура русской речи в условиях многоязычия: Материалы Международной научно-практической конференции (Махачкала, 21–22 мая 2013 г.) / отв. ред. М.Д. Ваджибов. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013.

Культура русской речи в условиях многоязычия: материалы II Международной научно-практической конференции (Махачкала, 18–19 мая 2015 г.) / отв. ред. М.Д. Ваджибов. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2015.

Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. – М.: Флинта; Наука, 2003.

Русский язык и культура речи. Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18 томах. Т. 16: Сочинения. 1881-1902. – М.: Наука, 1987.

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. – М.: Флинта; Наука, 2005.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.